Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Междуреченского городского округа, поданную 30 ноября 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 июня 2022 года
по административному делу N 2а-52/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Междуреченска в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования "Междуреченский городской округ" к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 18 декабря 2018 года N 3113-п "О выделении средств на поощрение".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Коган А.Г, полагавшей постановление суда апелляционной инстанции законным, не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Междуреченска в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования "Междуреченский городской округ" обратился в суд с административным иском к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 18 декабря 2018 г. N 3113-п "О выделении средств на поощрение" в части поощрения денежной премией работников финансового управления г. Междуреченска согласно списку (приложение N 1), являющихся гражданскими служащими Кемеровской области (за исключением ФИО1 ссылаясь на противоречие оспариваемого пункта постановления федеральному законодательству, нарушение законных интересов Российской Федерации и муниципального образования "Междуреченский городской округ".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ликвидационная комиссия Финансового управления г. Междуреченска в лице председателя Астаховой Ю.В.; Финансовое управление г. Междуреченска в лице Ликвидационной комиссии по ликвидации Финансового управления Междуреченска; Финансовое управление Междуреченска (ликвидированы 27.05.2022); Астахова Юлия Владиславовна, Бессонова Светлана Александровна, Васильева Инна Юрьевна, Войнова Елена Сергеевна, Докучаева Елена Борисовна, Попова Эльвира Николаевна, Плешкань Мария Александровна, Рауш Людмила Петровна, Савостикова Татьяна Александровна, Сидорова Ольга Владимировна, Смолева Ирина Касимовна, Цымбаева Марина Александровна, Казакова Марина Анатольевна, ФИО2, Кротова Екатерина Александровна, Потехина Алла Федоровна, Совет народных депутатов Междуреченского городского округа.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 8 февраля 2022 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении заявленных требований, которым признан незаконным пункт 1 постановления администрацией Междуреченского городского округа от 18.12.2018 N 3113-п "О выделении средств на поощрение" в части поощрения денежной премией работников финансового управления г. Междуреченска согласно списку (приложение N1), являющихся гражданскими служащими Кемеровской области (за исключением ФИО1).
В кассационной жалобе Администрация Междуреченского городского округа ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 июня 2022 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции, со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.
На кассационную жалобу представлены возражения Прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Междуреченского городского округа от 18 декабря 2018 г. N 3113-п "О выделении средств на поощрение" за большой личный вклад и высокий уровень организации работы по окончанию финансового года и составлению проекта бюджета муниципального образования "Междуреченский городской округ" на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов и документов к нему, на основании ходатайства начальника финансового управления г. Междуреченска Поповой Э.Н. работники финансового управления г. Междуреченска поощрены денежными премиями (с учетом налогообложения): Астахова Ю.В. в размере 11200 руб, Бессонова С.А. в размере 7300 руб, Васильева И.Ю. в размере 9200 руб, Войнова Е.С. в размере 7300 руб, Докучаева Е.Б. в размере 7300 руб, Казакова М.А. в размере 7300 руб, Кротова Е.А. в размере 7300 руб, Плешкань М.А. в размере 9700 руб, Потехина А.Ф. в размере 7300 руб, Попова Э.И. в размере 13200 руб, Рауш Л.П. в размере 7300 руб, Савостикова Т.А. в размере 7300 руб, Сидорова О.В. в размере 11200 руб, Смолева И.К. в размере 7300 руб, Цымбаева М.А. в размере 12100 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что правовых оснований для признания пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 18 декабря 2018 года N 3113-п незаконным не имеется, поскольку постановление администрации Междуреченского городского округа от 18 декабря 2018 года N 3113-п "О выделении средств на поощрение" издано в пределах предоставленных Уставом муниципального образования "Междуреченский городской округ" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой Междуреченского городского округа полномочий, пункт 1 данного постановления не противоречит федеральному законодательству, законодательству Кемеровской области.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого по делу судебного акта, установив, что работники финансового управления г. Междуреченска, которым в соответствии со списком поощряемых денежными премиями, за исключением ФИО1 (водитель автомобиля), являются государственными гражданскими служащими, должность которых внесена в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, отменяя решение суда первой инстанции, указал на ошибочность выводов суда о законности оспариваемой нормы постановления N 3113-п, поскольку возможность премирования государственных гражданский служащих Кемеровской области на основании решения органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета не соответствует нормативны актами Российской Федерации и Кемеровской области. Кроме того, суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции о пропуске процессуального срока обращения в суд, указав, что обстоятельства принятия административным ответчиком постановления N 3113-п были установлены прокурором в ходе проведенной проверки, на момент обращения в суд, срок пропущен не был.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебном постановлении, содержащем соответствующие правовые нормы. Позиция суда основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Доводы кассационной жалобы о соответствии оспариваемого пункта постановления федеральному и областному законодательству в части выплаты материального поощрения работников финансового управления и осуществления вопросов местного значения подлежат отклонению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с замещением государственных должностей Кемеровской области - Кузбасса, организацией государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса, основами правового положения лиц, замещающих государственные должности Кемеровской области - Кузбасса, и государственных гражданских служащих Кемеровской области - Кузбасса урегулированы Законом Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса" (далее - Закон Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ)
В соответствии со статьей 17 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ должности гражданской службы учреждаются настоящим Законом в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа Кемеровской области - Кузбасса (далее также - государственный орган Кемеровской области, государственный орган) либо лица, замещающего государственную должность Кемеровской области.
Согласно пункта 3 статьи 19 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области содержится в приложении 1 к настоящему Закону и является его неотъемлемой частью.
Вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации урегулированы главой 10 Федерального закона N 79-ФЗ и главой 11 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ.
Согласно пункту 1 статьи 51 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 2 статьи 51 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ гражданским служащим могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Кемеровской области и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданские служащие могут получать денежное содержание также за счет средств федерального бюджета (пункт 5 статьи 51).
Финансирование гражданской службы Кемеровской области в соответствии со статьей 65 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, установленном федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области.
Согласно статье 1 Закона Кемеровской области от 10 июня 2004 г. N 32-ОЗ "Об установлении полномочий финансовых органов Кемеровской области" финансовыми органами Кемеровской области являются Главное финансовое управление Кемеровской области и его территориальные органы.
Главное финансовое управление Кемеровской области в соответствии с "Положением о главном финансовом управлении Кемеровской области", утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 9 октября 2007 г. N 283, и подлежащим применению при разрешении спорных правоотношений, является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса отраслевой компетенции.
Для проведения единой государственной политики и осуществления своих полномочий управление имеет территориальные органы - финансовые управления в соответствии с приложением к настоящему Положению (пункт 1.3 Положения).
Согласно пункту 1.5 указанного Положения работники управления и его территориальных органов, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 8 Приложения к Положению о главном финансовом управлении Кемеровской области и Положениям о финансовом управлении города Междуреченска, утвержденному приказом Главного финансового управления от 10 июня 2015 г. N 43, Финансовое управление г. Междуреченска является территориальным органом Главного финансового управления Кемеровской области, работники которого, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области (пункта 1.1 и 1.5 Положения о финансовом управлении г. Междуреченска).
Финансовое обеспечение расходов на содержание управления осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете (пункт 1.6 Положения о финансовом управлении г. Междуреченска).
Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из указанных норм в их правовой взаимосвязи следует, что оплата труда государственных гражданских служащих, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, в том числе премирование, производится за счет бюджета Кемеровской области, выплата премий государственным гражданским служащим Кемеровской области за счет средств бюджета муниципального образования не предусмотрена.
Доводы кассационной жалобы о наличии полномочий на премирование со ссылкой на условия Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса, заключенного между Финансовым управлением города Междуреченска и администрацией Междуреченского городского округа, предусматривающего право Администрации Междуреченского городского округа за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета за счет собственных источников применять меры поощрения работников Управления, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное соглашение не предусматривает премирование государственных гражданских служащих Кемеровской области.
Толкование, придаваемое административным ответчиком указанному условию Соглашения, вступает в противоречие с актами, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с положениями части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не может быть принято во внимание, о нарушении апелляционным судом норм материального права не свидетельствует.
Не могут повлечь отмену апелляционного определения доводы кассационной жалобы об исполнении оспариваемого постановления и утрате им силы, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии правовых последствий, затрагивающих права муниципального образования, и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований.
Не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции доводы кассационной жалобы о пропуске прокурором срока на обращение в суд, указанным доводам судом дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.