Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-378/2022 (УИД 19RS0001-02-2021-010658-25) по иску Долгова Александра Андреевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии, по кассационной жалобе Долгова Александра Андреевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 30 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя Долгова А.А. - Осиповой С.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, участвовавшей в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Долгов Александр Андреевич (далее - Долгов А.А, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ОПФР по Республике Хакасия, ответчик) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 24 августа 2021 г. N113113/21 Долгову А.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием правовых оснований.
Указанным решением Долгову А.А. отказано во включении в специальный страховой стаж периодов работы: с 19 апреля 1984 г. по 30 июня 1984 г. в качестве моториста-матроса на земснаряде "Енисейский-406" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 1 июля 1984 г. по 1 ноября 1984 г. в качестве старшего лебедчика-моториста на земснаряде "Енисейский-406" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 26 апреля 1988 г. по 26 октября 1988 г. в качестве 2 помощника командира - 3 помощника механика на земснаряде "Енисейский-406" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 5 января 1998 г. по 12 октября 2001 г. в качестве газоэлектросварщика в ЗАО "Саянсервис"; с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. в качестве производителя работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис".
Долгов А.А. находит решение пенсионного органа незаконным.
Долгов А.А. просил суд признать незаконным решение УПФР в г..Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 24 августа 2021 г..N 113113/21 об отказе в установлении Долгову А.А. досрочной страховой пенсии в части не включения в специальный стаж периодов работы: с 19 апреля 1984 г..по 30 июня 1984 г..в качестве моториста-матроса на земснаряде "Енисейский-209" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 1 июля 1984 г..по 1 ноября 1984 г..в качестве старшего лебедчика-моториста на земснаряде "Енисейский-209" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 26 июня 1988 г..по 26 октября 1988 г..в качестве 2 помощника командира 3 помощника механика на земснаряде "Енисейский-406" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейного управления пути; с 13 января 2004 г..по 28 апреля 2014 г..в качестве производителя работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис"; обязать ответчика включить периоды работы: с 19 апреля 1984 г..по 30 июня 1984 г..в качестве моториста-матроса на земснаряде "Енисейский-406" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 1 июля 1984 г..по 1 ноября 1984 г..в качестве старшего лебедчика-моториста на земснаряде "Енисейский-406" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 26 апреля 1988 г..по 26 октября 1988 г..в качестве 2 помощника командира 3 помощника механика на земснаряде "Енисейский-406" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 5 января 1998 г..по 12 октября 2001 г..в качестве газоэлектросварщика в ЗАО "Саянсервис"; с 13 января 2004 г..по 28 апреля 2014 г..в качестве производителя работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис", а также период работы с 24 апреля 1985 г..по 2 октября 1985 г..в качестве стажера сменного помощника командира земснаряда ПЧС-17 в Томском речном порту ЗСРП в специальный страховой стаж и назначить Долгову А.А. пенсию с
момента обращения за ней; взыскать с ответчика в счет возмещения судебных расходов оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
Определением Абаканского городского суда Красноярского края от 18 января 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной отвесностью "Саянсервис" (далее - ООО "Саянсервис").
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 марта 2022 г. исковые требования Долгова А.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 24 августа 2021 г. N 113113/21 об отказе в установлении Долгову А.А. досрочной страховой пенсии в части не включения в специальный стаж периодов работы: с 19 апреля 1984 г. по 30 июня 1984 г. в качестве моториста-матроса на земснаряде "Енисейский-209" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 1 июля 1984 г. по 1 ноября 1984 г. в качестве старшего лебедчика-моториста на земснаряде "Енисейский-209" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 26 июня 1988 г. по 26 октября 1988 г. в качестве 2 помощника командира 3 помощника механика на земснаряде "Енисейский-406" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейного управления пути; с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. в качестве производителя работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис".
На ОПФР по Республике Хакасия возложена обязанность включить Долгову А.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 19 апреля 1984 г. по 30 июня 1984 г. в качестве моториста-матроса на земснаряде "Енисейский-209" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 1 июля 1984 г. по 1 ноября 1984 г. в качестве старшего лебедчика-моториста на земснаряде "Енисейский-209" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейнового управления пути; с 26 июня 1988 г. по 26 октября 1988 г. в качестве 2 помощника командира 3 помощника механика на земснаряде "Енисейский-406" в Красноярском техническом участке Енисейского бассейного управления пути; с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. в качестве производителя работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис".
На ОПФР по Республике Хакасия возложена обязанность назначить Долгову А.А. досрочную страховую пенсию по старости с 13 сентября 2021 г. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Долгову А.А. возвращена уплаченная им при подаче иска государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 30 августа 2022 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 марта 2022 г. отменено в части удовлетворения требований Долгова А.А. о возложении на ОПФР по Республике Хакасия обязанности включить Долгову А.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. в качестве производителя работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис" и о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 13 сентября 2021 г, в этой части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Долгова А.А. о возложении на ОПФР по Республике Хакасия обязанности включить Долгову А.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. в качестве производителя работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис" и о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 13 сентября 2021 г. отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Долгов А.А. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. Долгов А.А. работал в ООО "Саянсервис" производителем работ участка строительно-монтажных работ.
УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 24 августа 2021 г. N113113/21 Долгову А.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием правовых оснований на 13 сентября 2021 г. (дата достижения возраста 55 лет).
Не зачтен в страховой и специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. в должности производителя работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис", поскольку по имеющимся документам не представилось возможным определить выполнение работы полный рабочий день, и работодатель не относит данный период к специальному стажу.
Разрешая спор, суд первой инстанции включил в специальный страховой стаж спорный период с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. производителем работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис", обязал ответчика назначить Долгову А.А. досрочную страховую пенсию по старости с 13 сентября 2021 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периода его работы с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. производителем работ участка строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис", и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 13 сентября 2021 г.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Долгов А.А. зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета 1 марта 2002 г.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Долгов А.А. работал с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. в качестве производителя работ на участке строительно-монтажных работ в ООО "Саянсервис" и спорный период не содержит отметок о льготном характере работы.
Согласно справки ООО "Саянсервис" от 10 сентября 2021 г. N07-к уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для
досрочного назначения страховой пенсии по старости, и подтверждающая постоянную занятость на соответствующих видах работ, Долгов А А. работал в ЗАО "Саянсервис", ООО "Саянсервис" в должности производителя работ на строительстве зданий, сооружений, таких как студенческое общежитие на пр. Ленина 90 в г. Абакане (04.2008 - 12.2008), офисное помещение по ул. Кирова, 112 в г. Абакане (12.2008-04.2009), ГОУ ВПО ХГУ им. Катанова по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, с. Зеленое, ул. Щербанева, 19 (03.2009-06.2009), многоквартирный жилой дом по ул. Трегубенко, 66 А в г. Минусинске Красноярского края (07.2013-12.2014), жилой дом по адресу г. Абакан, ул. Советская, 48 (02.2004-05.2007), жилой дом по адресу г. Абакан, ул. Некрасова, 8 (09.2003-04.2008, 07.2011- 12.2012), жилой дом по адресу г. Абакан, ул. Торосова (05.2008-04.2009), многоквартирный жилой дом в границах ул. Б. Хмельницкого - И.Ярыгина в г. Абакане (05.2006-12.2011), многоквартирный жилой дом по адресу: г. Абакан, ул. Лермонтова, 18 (09.2011-04.2014), жилой дом по адресу: г. Абакан, пр. Северный, 41 (08.2009-05.2010) в течение полного рабочего дня с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. Данная работа предусмотрена Списком Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, позиция 22900006-24441.
С целью подтверждения выполнения работ Долговым А.А. представлены договоры подряда, субподряда, доверенности и приказы к ним, должностная инструкция прораба, письменные пояснения третьего лица с приложенными к нему приказами по личному составу, трудовой договор, карточки начислений заработной платы, ведомости, расчётные листки, карта N 9 специальной оценки условий труда работников, удостоверения прораба.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанные документы не содержат сведений о выполнении истцом работы полный рабочий день.
Представленные доказательства подтверждают факт трудовой деятельности в должности производителя работ, но не свидетельствуют о выполнении Долговым А.А. нормы работы не менее 80 процентов рабочего времени, а также характер ее выполнения в определенных условиях.
Из карточек начислений заработной платы за работу в ООО Саянсервис" производителем работ с 2010 года по апрель 2014 года следует, что Долгов А.А. совмещал основную работу производителя работ с мастером ЖКХ и сантехника, в связи с чем, ему начислялась и выплачивалась заработная плата.
Согласно сведениям, указанным в выписке, Долгов А.А. в период времени с 18 июля 2005 г. по 1 ноября 2005 г. работал АКБ "Хакасский республиканский Банк - Банк Хакассии" (ОАО), с 1 марта 2006 г. по 31 декабря 2007 г. ТСЖ "Зеленая дубрава", с 20 февраля 2007 г. по 22 февраля 2007 г. в ООО "Светозар", с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. в ООО "Саянэнергосервис" с 1 апреля 2010 г. по 31 января 2019 г. в ООО "УК "Сибжилье", с 1 августа 2010 г. по 31 августа 2010 г. в ООО УК "Саянэнергосервис", с 1 июля 2012 г. по 31 декабря 2020 г. в ООО "УЖК "Преображенское".
Суд апелляционной инстанции учел положения пункта 7 Разъяснений от 2 апреля 1976 г. N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", согласно которым пенсии на льготных условиях по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в списках N 1 и N 2, следует назначать:
а) по списку N 2 - если выполняемые совмещаемые работы, профессии и должности предусмотрены в списке N 1 и в списке N 2;
б) на общих основаниях - если одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в списке N 1 или в списке N 2, а другая не предусмотрена списками.
За рабочими и инженерно-техническими работниками, пользовавшимися правом на льготное пенсионное обеспечение, объем работы, которых увеличивается в связи с совмещением профессий (должностей) и расширением зон обслуживания, сохраняется право на льготное пенсионное обеспечение на весь период, в течение которого им производится доплата или выплачиваются повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым профессиям (должностям) или расширение зон обслуживания.
Учитывая изложенные обстоятельства, поскольку одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в Списками N 2 (в случае с истцом - производитель работ), а другая не предусмотрена списками (в случае с истцом - мастер ЖКХ, сантехник), то суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что пенсия подлежит назначению на общих условиях, либо в льготном порядке при подтверждении полной занятости и характера труда.
Как следует из расчетных листков о выплате заработной платы в ООО "Саянсервис", Долгову А.А. доплата либо повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым профессиям (должностям) или расширение зон обслуживания не производились.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела не подтверждается работа истца полный рабочий день в должности, предусмотренной Списком N 2 от 26 января 1991 г, раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов"; позиция 22900006-24441 (производитель работ).
Также суд апелляционной инстанции принял во внимание, что за период работы с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. результаты специальной оценки условий труда не представлены, имеющаяся в деле карта N9 специальной оценки условий труда - производителя работ в ООО "Саянсервис", из которой усматривается наличие вредных и опасных условий труда, составлена 30 июля 2014 г, то есть не в спорный период, следовательно, данное доказательство не подтверждает работу в тяжелых условиях труда.
Работодатель не подтвердил льготный характер работы истца, а также не уплачивал за истца дополнительные взносы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения истцом работ с тяжелыми условиями труда в режиме полной занятости, после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении спорных периодов работы отсутствует код льготы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее по тексту - Список N 2 от 26 января 1991 г.).
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 г, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют производители работ (позиция 22900006-24441).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, которые применяются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательств в совокупности и взаимосвязи, и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт выполнения истцом работ в период с 13 января 2004 г. по 28 апреля 2014 г. в течение полного рабочего дня, в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация, подтверждающая льготный характер работы истца после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствует информация о кодах льготы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о том, что сведений об особенностях работы Долгова А.А, определяющих его характер и влияющих на досрочное назначение пенсии по старости, а именно о занятости истца в течение полного рабочего дня на выполнении работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов в качестве производителя работ, т.е. должности поименованной в Списке N 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (пункт "б" раздел XXVIII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", позиция 22900006-24441) данные доказательства не содержат.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что истец в спорный период, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Для включения в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы, предусмотренного пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях", после 1 января 2013 г. требуется не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.
Установив, что взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, в соответствии с классом условий труда, установленного СОУТ за период с 1 января 2013 г. по 28 апреля 2014 г. работодателем не начислялись и не оплачивались, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения данного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основаны на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения.
В силу пункта 7 разъяснения "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 81/8, пенсии на льготных условиях по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в списках N 1 и N 2, следует назначать: а) по списку N 2 - если выполняемые совмещаемые работы, профессии и должности предусмотрены в списке N 1 и в списке N 2; б) на общих основаниях-если одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в списке N 1 или в списке N 2, а другая не предусмотрена списками.
Таким образом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, если совмещаются профессии и должности, не предусмотренные Списками с профессиями и должностями, указанными в Списках, то в этом случае работники права на досрочное назначение пенсии не имеют.
Учитывая приведенное правовое регулирование, поскольку в спорный период работы истец совмещал работу производителя работ с работами, которые не были предусмотрены Списком N 2, сделать вывод о том, что такая работа соответствовала работе по Списку N 2 не представляется возможным, что обоснованно принято во внимание судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что не за весь период работы требовалось проведение специальной оценки условий труда не влияет на выводы суда апелляционной инстанции об отказе во включении спорного периода работы в специальный стаж, поскольку отсутствует совокупность необходимых условий.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В обжалуемом судебном постановлении приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В остальной части судебные акты истцом не оспариваются, потому предметом проверки суда кассационной инстанции не являются в силу статьи 379, 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 30 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Долгова Александра Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.