Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-696/2022 (УИД 54RS0009-01-2020-000818-53) по иску Григоренко Игоря Викторовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, по кассационной жалобе Григоренко Игоря Викторовича на решение Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 30 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григоренко Игорь Викторович (далее - Григоренко И.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОПФР по Новосибирской области, пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N40796/20 Григоренко И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Ответчиком добровольно зачтены в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 26 августа 1981 г. по 30 июня 1998 г. (за исключением отдельных периодов) общей продолжительностью 14 лет 3 месяца 13 дней.
Ответчиком не засчитан в стаж истца, дающий право на назначении пенсии досрочно, период его работы в ЗАО "Дарья" с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. продолжительностью 5 лет 4 месяца 3 дня.
Кроме того, ответчиком неверно исчислен период работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 11 апреля 1985 г. по 3 апреля 1987 г. как 1 год 11 месяцев 23 дня, а должен быть исчислен как 1 год 11 месяцев 24 дня. В льготном исчислении данный период ответчиком исчислен как 2 года 11 месяцев 20 дней, тогда как должен быть исчислен как 2 года 11 месяцев 21 день.
Григоренко И.В. находит решение пенсионного органа незаконным.
Григоренко И.В. просил суд признать незаконным решение УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N40796/20; обязать ответчика зачесть в трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период трудовой деятельности с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г.; исчислить период работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 11 апреля 1985 г. по 3 апреля 1987 г, продолжительностью 1 год 11 месяцев 24 дня; обязать ответчика зачесть в страховой стаж истца период работы с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев); исчислить в страховом стаже истца период работы с 11 апреля 1985 г. по 3 апреля 1987 г. в льготном исчислении продолжительностью 2 года 11 месяцев 21 день; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно с 20 января 2020 г.
Решением Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 11 августа 2020 г. (с учетом определения Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 25 августа 2020 г. об исправлении описки) исковые требования Григоренко И.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N40796/20 об отказе в досрочном назначении Григоренко И.В. страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. На УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж Григоренко И.В. в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) период трудовой деятельности с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья". На УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) возложена обязанность назначить Григоренко И.В. страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 14 февраля 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 декабря 2020 г. решение Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 11 августа 2020 г. отменено в части признания незаконным решения УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N40796/20 в части невключения периода трудовой деятельности с 4 апреля 2002 г. по 4 ноября 2003 г, отказа в назначении страховой пенсии с 20 января 2020 г, включении данного периода трудовой деятельности в страховой стаж, назначении пенсии с 14 февраля 2020 г, принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 декабря 2020 г. отменено, дело направлено дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Новосибирский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 августа 2021 г. решение Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 11 августа 2020 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 г. решение Советского районного суда города Новосибирска от 11 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 августа 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Новосибирска Новосибирской области.
Решением Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 30 марта 2022 г. исковые требования Григоренко И.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 августа 2022 г. решение Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 30 марта 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Григоренко И.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Григоренко И.В, зарегистрирован в системе персонифицированного учёта 23 апреля 1999 г.
20 января 2020 г. Григоренко И.В. обратился в УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) N 40796/20 от 25 февраля 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии Григоренко И.В. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из решения пенсионного органа следует, что по нормам действующего законодательства в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены периоды работы с 26 августа 1991 г. по 14 октября 1982 г. (1 год 1 месяц 19 дней) в Автохозяйстве ГЗО г. Братска Иркутской области, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 11 апреля 1985 г. по 3 апреля 1987 г. (1 год 11 месяцев 23 дня) в БратскГэстрой г. Братска Иркутской области, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 4 апреля 1987 г. по 13 августа 1987 г. (4 месяца 10 дней) в Братском ЛЗУ совхоза "Еленовский" в г. Братске Иркутской области, местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 14 августа 1987 г. по 30 сентября 1992 г. (5 лет 1 месяц 17 дней) в Управлении механизации экскаваторно-тракторных работ Братскгэсстроя в г. Братске Иркутской области, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 октября 1992 г. по 7 апреля 1997 г. (4 года 6 месяцев 7 дней) в ГПО Братскгэстрой в г. Братске Иркутской области, местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 4 мая 1997 г. по 30 июня 1998 г. (1 год 1 месяц 27 дней) в ЗАО "Дарья" в г. Братске Иркутской области, местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включен период работы с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья", поскольку ЗАО "Дарья" представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учёта за период с 1 января 1999 г. по 30 июня 2000 г. без указания кода территориальных условий, при этом отсутствуют сведения о заработке за весь указанный период; индивидуальные сведения за период с 1 июля 2000 г. по 3 ноября 2003 г. отсутствуют; финансово-хозяйственная деятельность ЗАО "Дарья" не велась с 1 июля 2000 г.; за период с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. заработная плата и страховые взносы в ЗАО "Дарья" не начислялись и не выплачивались.
По представленным документам продолжительность стажа Григоренко И.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила 14 лет 3 месяца 13 дней при требуемом стаже 20 лет, страховой стаж составил 20 лет 4 месяца 1 день при требуемом стаже не менее 25 лет при установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В стаж на соответствующих видах работ в связи с работой на Крайнем Севере с учётом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в соответствии со статьёй 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также включены вышеуказанные периоды, за исключением периода работы с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья" по основаниям, указанным выше.
Все вышеуказанные период включены в страховой стаж истца с учётом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в соответствии со статьями 89, 91 и 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в льготном (полуторном) размере, за исключением периода с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. (5 лет 4 года 3 месяца) в ЗАО "Дарья".
Продолжительность стажа Григоренко И.В. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии со статьёй 14 Закона от 20 ноября 1990 г. составляет 14 лет 3 месяца 13 дней, при требуемом стаже 20 лет, страховой (общий трудовой) стаж составляет 29 лет 5 месяцев 18 дней при требуемом стаже не менее 25 лет при установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Величина индивидуального пенсионного коэффициента Григоренко И.В. составляет 45, 939.
Имеющийся стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 14 лет 3 месяца 13 дней даёт право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в возрасте 56 лет 8 месяцев, который в соответствии с положениями, предусмотренными приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается на 36 месяцев.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что работа в качестве коммерческого директора в организации, расположенной в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, должна подтверждаться определенными средствами доказывания, так как, подлежит установлению именно характер работы, поскольку обеспечивая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера, законодатель учитывал особенности проживания и работы в экстремальных природно-климатических условиях, между тем стороной истца такие доказательства представлены не были.
При этом суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что сведения работодателем в отношении работы Григоренко И.В. на территории, приравненной к районам Крайнего Севера, не представлялись.
Григоренко И.В. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 23 апреля 1999 г, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о периоде работы истца в ЗАО "Дарья" с 4 мая 1997 г. по 31 декабря 2001 г. отражены без кода территориальных условий, в материалах гражданского дела отсутствуют какие-либо документы, кроме трудового договора и трудовой книжки, подтверждающие выполнение истцом работы в качестве коммерческого директора на территории г. Братска, отнесенной к районам Крайнего Севера и дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно представленной информации МУ МВД России "Братское" истец был зарегистрирован на территории г. Братска по месту жительства по 3 апреля 2002 г, надлежащих доказательств того, что после указанной даты и до 3 ноября 2003 г. истец проживал на территории г. Братска, суду не представлено.
ЗАО "Дарья" зарегистрировано по юридическому адресу: г. Новосибирск, ул. Трикотажная, 3, из решения пенсионного органа следует, что за период с 1 января 1999 г. по 3 июня 2000 г. сведения индивидуального (персонифицированного) учета на Григоренко И.В. представлены без указания кода территориальных условий, при этом отсутствуют сведения о заработке за весь спорный период, индивидуальные сведения за период с 1 июля 2000 г. по 3 ноября 2003 г. не представлены.
Из ответа ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 8 ноября 2019 г. следует, что на учете в Пенсионном Фонде России как организация, имеющая рабочие места с правом на досрочное пенсионное обеспечение, ЗАО "Дарья" не состояла, списки работников, работающих в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не представляла. В ответе от 7 февраля 2020 г. указано, что отчеты по ведению финансово-хозяйственной деятельности представлены ЗАО "Дарья" за период с 3 квартала 1993 г. по 2 квартал 2000 г; заработная плата и страховые взносы начислялись за периоды с августа по декабрь 1993 г, с апреля по сентябрь 1994 г, с февраля 1995 г. по июнь 1998г.; указана численность работников 6 человек и заявленный фонд оплаты труда за 1993-1998 годы.
Суды исходили из того, что доказательств того, что с 1 июля 2000 г. ЗАО "Дарья" осуществляло финансово-хозяйственную деятельность, в том числе на территории г. Братска, производило начисление и выплату заработной платы истцу в период с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. и страховые взносы, материалы дела не содержат.
Доводы истца о том, что сведения о работе Григоренко И.В. с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в качестве коммерческого директора ЗАО "Дарья" подтверждены записями в его трудовой книжке и трудовым договором, отклонены судами, поскольку противоречат порядку подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Судами учтено, что истец не отрицал, что ЗАО "Дарья" находилось в г. Новосибирске, как такового рабочего места у него не было, кроме телефона, факса и машины ему не нужно было ничего для исполнения своих обязанностей.
Суды пришли к выводу о том, что истцом не доказан факт его работы на территории, относящейся к районам Крайнего Севера.
Поскольку страховой и специальный стаж истца менее, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", суды пришли к выводу о законности отказа пенсионного органа в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Григоренко И.В. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 20 января 2020 г.).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьёй 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 6 части 1 которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определённой продолжительности, а также специального стажа работы в определённых условиях связывается и право отдельных работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К числу таких работников пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отнесены мужчины, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьёй 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Согласно пункту 10 названных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Пунктом 11 Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Следовательно, письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы являются надлежащими доказательствами периодов работы, включаемых в страховой стаж.
Пунктом 43 указанных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно подпункту 22 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счёта застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что Григоренко И.В. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" 23 апреля 1999 г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не содержит сведений о льготном характере условий труда в указанный период, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для включения данного периода в специальный стаж.
Суды обоснованно учли отсутствие доказательств того, что с 1 июля 2000 г. ЗАО "Дарья" осуществляло финансово-хозяйственную деятельность, в том числе на территории г. Братска, производило начисление и выплату заработной платы истцу в период с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г.
Также являются верными выводы судов об отсутствии сведений о ведении организацией деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, учитывая, что в пенсионном органе как ведущий такую деятельность работодатель не был зарегистрирован.
Отказ истцу в зачете спорного периода в специальный стаж судом обусловлен не только фактом неуплаты работодателем страховых взносов, а также фактом отсутствия в его лицевом счете сведений о трудовой деятельности в спорный период.
Доводы кассационной жалобы о том, что осуществление трудовой деятельности в спорный период подтверждается трудовой книжкой, не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений при отсутствии сведений на индивидуальном лицевом счете, и не являются безусловным основанием для включения оспариваемого периода в стаж при отсутствии других доказательств, подтверждающих осуществление истцом трудовой деятельности в спорный период в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за который страховые взносы не только не уплачивались, но и не начислялись.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, согласно которым, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (пункт 5).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Довод кассационной жалобы о том, что характер работы истца в спорные периоды подтвержден показаниями свидетелей, не может быть принят во внимание, поскольку свидетельские показания в соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими специальный стаж работы, поскольку характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Произведя подсчет специального стажа, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что доводы кассационной жалобы получили правовую оценку со стороны нижестоящих судов, при этом выводов судов данные доводы не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются правовой позицией заявителя, исследованной судами при разрешении спора, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанций или были ими отвергнуты. Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального и процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 30 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Григоренко Игоря Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.