Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Вдовиченко С.В, Семеновой И.А.
с участием прокурора
Капсамун И.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Белоус Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-44/2022 по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам на решение Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" в лице Карельского филиала о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам N от ДД.ММ.ГГГГ "О долгосрочных параметрах регулирования для филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад" -"Карелэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки".
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителей: административного ответчика Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам - ФИО6; административного истца публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - ФИО7 и ФИО8; заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский филиал публичного акционерного общества "ПАО Россети Северо-Запад" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия (далее-Общество, административный истец).
ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее-Комитет, регулирующий орган) принято постановление N "О долгосрочных параметрах регулирования для филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад"-"Карелэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" (далее-постановление N от ДД.ММ.ГГГГ), которым установлены долгосрочные параметры регулирования для Карельского филиала ПАО "Россети Северо-Запад" на 2018-2022 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов утвержден в размере 1 503, 14 млн. рублей; установлены величины необходимой валовой выручки (далее-НВВ) (без учета оплаты потерь) Карельского филиала ПАО "Россети Северо-Запад" на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы.
По мнению административного истца, базовый уровень подконтрольных расходов определен в заниженном размере, поскольку из заявленной Обществом на 2018 год суммы расходов социального характера 43 184, 93 тыс. рублей Комитетом без какого-либо экономического и правового обоснования учтена лишь сумма 5 863, 7 тыс. рублей. Причины отказа включения иной заявленной Обществом суммы не приведены ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания Правления Комитета.
Установленный базовый уровень подконтрольных расходов используется при определении НВВ Общества в течение долгосрочного периода с 2018 по 2022 годы. В связи с этим экономически необоснованная величина базового уровня подконтрольных расходов повлекла занижение НВВ Общества на протяжении всего долгосрочного периода регулирования. Общая недополученная административным истцом сумма НВВ за 2018-2022 годы составляет около 187 592, 57 тыс. рублей.
С учетом изложенного, административный истец утверждает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, и подлежат признанию недействующим с даты его принятия.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года административный иск удовлетворен в полном объеме. Признав со дня вступления решения суда в законную силу недействующим постановление N от ДД.ММ.ГГГГ в части базового уровня подконтрольных расходов, указанного в строке "2018" приложения 1 в размере 1 503, 14 млн. рублей, суд возложил на Комитет обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
По утверждению Комитета, из взаимосвязанного анализа расходов Общества по статьям затрат "расходы на оплату труда" на 2018 год и "денежные выплаты социального характера" на 2018 год следует, что расходы на денежные выплаты социального характера включены в базового уровня подконтрольных расходов в заявленном размере, что отражено в протоколе заседания Правления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ: затраты Общества по статье "расходы на оплату труда" на 2018 год, утвержденные в сумме 929 587, 01 тыс. рублей, включают расходы на "денежные выплаты социального характера" в сумме 38 868, 79 тыс. рублей, а сумма 5 863, 7 тыс. рублей учтена отдельно в статье расходов "денежные выплаты социального характера".
В суде апелляционной инстанции представители сторон настаивали на правильности своих правых позиций, представитель административного ответчика просил удовлетворить апелляционную жалобу, представители административного истца - отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения. В заключении прокурор согласился с доводами административного истца и просил отставить без изменения решения суда.
Выслушав представителей сторон и заключение прокурора, исследовав доказательства по делу, в том числе исследовав материалы административного дела N 3а-128/2021, возбужденного Верховным Судом Республики Карелия по административному иску Общества о признании недействующим постановления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Верховным Судом Республики Карелия принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении административного иска, а также апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2021 года (N 66а-1328/2021) об отмене решения суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска; обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее-Федеральный закон "Об электроэнергетике"), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования в электроэнергетике, Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ N-э, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ N-э/2 и другими регулирующими отношения в сфере электроэнергетики нормативными правовыми актами.
Согласно пункта 4 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Необходимая валовая выручка (далее-НВВ) представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Согласно заключения экспертной группы Комитета от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам анализа предложения Общества от ДД.ММ.ГГГГ об установлении тарифов на 2018 год (л.д.6-7 т.2), а также учитывая, что 2018 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годов, то в соответствии с абзацем 9 пункта 34 Основ ценообразования и пунктом 9 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России N-э от ДД.ММ.ГГГГ, базовый уровень подконтрольных расходов определен Комитетом с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, а именно как сумма доли (70%) от базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ (приказ ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ N-э), и доли (30%) от базового уровня операционных подконтрольных расходов, рассчитанных с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с настоящими Методическими указаниями N-э от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом расчет расходов Общества на оплату труда изложен в подпункте 4.1.1.2 заключения экспертной группы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10 т.2). Из предложенной Обществом суммы затрат 1 309 755, 74 тыс. рублей экспертной группой признана экономически обоснованной сумма 810 912, 81 тыс. рублей.
Расчет по статье затрат "денежные выплаты социального характера" приведен в подпункте 4.1.1.14.1 (л.д.25 т.2). Из заявленной Обществом суммы 43 184, 93 тыс. рублей экспертной группой приняты расходы в сумме 5 863, 7 тыс. рублей на выплаты в связи со смертью члена семьи или родственника, при вступлении в брак, при рождении ребенка, женщинам по уходу за ребенком от 1, 5 лет. Затраты на остальные выплаты, предложенные Обществом, а именно: инвалидам ко дню Инвалида, неработающим пенсионерам ко Дню пожилого человека, единовременные премии, поощрения по случаю юбилейных дат, материальная помощь неработающим пенсионерам, на культурно-оздоровительные мероприятия - исключены ввиду экономической необоснованности, с целью недопущения чрезмерной нагрузки на потребителей (л.д. 25 т.2).
Согласно таблице 4.1. базовый уровень подконтрольных расходов Общества на 2018 год экспертами предложен в размере 1 411 658, 91 тыс. рублей (предложение Общества - 2 250 242, 37 тыс. рублей), в который включены расходы на оплату труда 810 912, 81 тыс. рублей и расходы из прибыли, в том числе на денежные выплаты социального характера - 5 863, 70 тыс. рублей (л.д.26 т.2).
Оспариваемым постановлением Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ утверждены долгосрочные параметры регулирования для филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад" - "Карелэнерго" на 2018-2022 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1 503, 14 млн. рублей, в который включаются расходы по статье "денежные выплаты социального характера" в размере 5 598, 30 тыс. рублей (5 863, 7 тыс. рублей с учетом коэффициента снижения экономически обоснованного ОРЕХ) на 2018 год и расходы на оплату труда - 929 587, 01 тыс. рублей, НВВ Общества на 2018 год определена в размере 3 270 289, 44 тыс. рублей, что следует из приложений N2 и N 3 к протоколу заседания Правления Комитета от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 162-163 т.1).
Впоследствии Федеральной антимонопольной службой России (далее-ФАС России) в порядке контроля проанализированы материалы тарифных дел, открытых Комитетом в отношении Общества за 2012, 2016, 2017 и 2018 годы, по отдельным затратам на предмет их экономической обоснованности.
Предписанием ФАС России N СП/101972/18 от ДД.ММ.ГГГГ Комитет признан нарушившим пункты 7, 26, 27, 28, 29, 31, 34, 38 Основ ценообразования, пункт 23 Правил государственного регулирования, а также положения Методических указаний N-э от ДД.ММ.ГГГГ и N-э от ДД.ММ.ГГГГ. Комитету предписано исключить из НВВ Общества расходы в размере 71 511, 63 тыс. рублей, в том числе по статье затрат "расходы на оплату труда" на 2018 год (без учета метода сравнения аналогов) в размере 68 202, 32 тыс. рублей и "расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера" на 2018 год в размере 3 309, 31 тыс. рублей. По результатам исполнения предписания Комитет обязан пересмотреть базовый уровень операционных расходов Общества на 2018 год, НВВ Общества на 2018 год и учесть результаты при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Общества с ДД.ММ.ГГГГ (Л.д.97-109 т. 2 административно дело N 3а-128/2021).
Во исполнение предписания ФАС России Комитетом определены расходы Общества на 2018 год на оплату труда - 905 453, 70 тыс. рублей, в связи с этим базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год снижен до 1 443 024, 33 рублей.
Поскольку предписанием ФАС России не затрагивались расходы Общества на денежные выплаты социального характера на 2018 год, то их размер (5863, 70 тыс. рублей) не пересматривался и в прежнем размере учтен в измененной сумме базового уровня подконтрольных расходов на 2018 год.
Постановлением Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ в постановление N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, а именно: в приложении N 1 в столбце "базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год" цифры "1 503, 14" заменены цифрами "1 443, 02"; в приложении N 2 "необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" - "Карелэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в строке "2019" цифры "3 467 706, 98" заменены цифрами "3 488 571, 16".
Экономическая обоснованность измененного (уменьшенного) базового уровня подконтрольных расходов проверялась Верховным Судом Республики Карелия и Вторым апелляционным судом общей юрисдикции в рамках административного дела N 3а-128/2021, возбужденного по иску Общества о признании недействующим постановления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 12 августа 2021 года административный иск удовлетворен; признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ "О долгосрочных параметрах регулирования для Карельского филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" в части базового уровня подконтрольных расходов, установленного в строке "2018" приложения N в редакции подпункта 1 пункта 1 постановления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ. На Комитет возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ (Nа-1328/2021) решение Верховного Суда Республики Карелии от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
Суд апелляционной инстанции указал, что постановления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ по существу являются различными нормативными правовыми актами. При этом административным истцом постановление N от ДД.ММ.ГГГГ в изначальной редакции (до внесения изменений постановлениями N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ) в части размера затрат на денежные выплаты социального характера на 2018 год, учтенные в составе базового уровня подконтрольных расходов на 2018-2022 годы, в административном деле N 3а-128/2021 не оспаривается и ранее не оспаривалось. Соответственно обстоятельства, связанные с установлением суммы затрат Общества на денежные выплаты социального характера, учтенной при расчете базового уровня подконтрольных расходов и утвержденной постановлением N в первоначальной редакции от ДД.ММ.ГГГГ, не являются предметом исследования и оценки при рассмотрении административного дела N 3а-128/2021, а именно при разрешении вопроса о признаний недействующим постановления N в редакции постановления N 6 (ч. 8 ст. 213 КАС Российской Федерации).
С учетом приведенных выводов суда апелляционной инстанции, которые в силу части 2 статьи 64 КАС Российской Федерации имеют преюдициальное значение для сторон, ПАО "Россети Северо-Запад" в лице Карельского филиала обратилось в суд с настоящим административным иском, указав на экономическую необоснованность расходов Общества на "денежные выплаты социального характера" в размере 5 863, 70 тыс. рублей, учтенные Комитетом в составе базового уровня подконтрольных расходов и НВВ Общества на 2018 год.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия в заключении группы экспертов Комитета от ДД.ММ.ГГГГ и в дополнительном заключении от ДД.ММ.ГГГГ анализа экономической обоснованности принятых Комитетом расходов Общества на 2018 года по статье "денежные выплаты социального характера" и мотивированного обоснования принятой суммы затрат и исключения иной суммы расходов в заявленном Обществом размере. Также суд указал на недоказанность довода Комитета о включении части затрат на "денежные выплаты социального характера" в статью расходов Общества "расходы на оплату труда", утвержденных оспариваемым постановлением на 2018 год в размере 929 587, 01 тыс. рублей. С учетом изложенного суд сделал вывод о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормам Основ ценообразования, Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, Закона об электроэнергетике.
Выводы суда следует признать верными.
Исходя из части 9 статьи 213 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
В данном случае, Комитетом не доказано соблюдение принципов и методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, установленных статьей 23 Закона об электроэнергетике при принятии оспариваемого постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, а также порядка установления тарифа, определенного нормами Основ ценообразования и Правил.
Так, частью 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлен принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, исключающего включение в затраты ничем не обусловленных или завышенных расходов. Данный принцип реализуется, в том числе путем проведения регулирующим органом экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в срок не позднее чем до 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования (пункт 22 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике).
Требования к содержанию экспертного заключения приведены в пункте 23 указанных Правил и помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций экспертное заключение должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов (подпункт 4 пункта 23 Правил).
Как указано в апелляционном определении ранее, заключение группы экспертов Комитета от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ в подпункте 4. ДД.ММ.ГГГГ.1 (л.д.25 т.2 и л.д. 172 т.1) содержит только вывод экспертов о возможности учета по статье затрат Общества "денежные выплаты социального характера" на 2018 года суммы 5 863, 7 тыс. рублей на выплаты в связи со смертью члена семьи или родственника, при вступлении в брак, при рождении ребенка, женщинам по уходу за ребенком от 1, 5 лет из заявленной регулируемой организацией суммы 43 184, 93 тыс. рублей. При этом какое-либо экономическое обоснование принятой суммы расходов не приведено ни в заключении экспертов ни в дополнении к нему. Отсутствует такое обоснование и в протоколе заседания Правления Комитета от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 158-164 т.1). В связи с этим суд первой инстанции правильно указал на невозможность проверки обоснованности и правильности принятой Комитетом суммы расходов Общества на 2018 года по указанной статье затрат.
Довод апелляционной жалоба о том, что затраты Общества на денежные выплаты социального характера в заявленном размере распределены по двум статьям расходов Общества: в статье "расходы на оплату труда" - 38 868, 79 тыс. рублей, в статье "денежные выплаты социального характера" - 5 863, 7 тыс. рублей, и полностью в заявленной сумме включены в базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год, опровергается имеющими в административном деле доказательствами.
Так, в соответствии с пунктом 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России N-э от ДД.ММ.ГГГГ, при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:
- оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования (подпункт 3);
- другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации (подпункт 4).
Следовательно, затраты на оплату труда и затраты на другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации подлежат раздельному учету, и возможность учета регулирующим органом перечисленных расходов регулируемой организации в одной статье затрат, Методическими указаниями не предусмотрена.
Такое толкование судом подпунктов 3 и 4 пункта 12 Методических указаний полностью совпадает с разъяснениями приведенных положений Методических указаний N-э от ДД.ММ.ГГГГ, данными ФАС России в письме N ЦА/63144/21 от ДД.ММ.ГГГГ по запросу судьи Верховного Суда Республики Карелия (подлинник письма хранится в материалах административного дела N 3а-128/2021 на листах 7-8 тома 5).
Во исполнение вышеуказанных положений Методических указаний N-э от ДД.ММ.ГГГГ в заключении группы экспертов Комитета от ДД.ММ.ГГГГ и в дополнительном к нему заключении от ДД.ММ.ГГГГ заявленные Обществом расходы на оплату труда и на денежные выплаты социального характера на 2018 год проверены и учтены экспертами в разных подпунктах (в подпунктах 4.1.1.2 и 4.1.1.14.1) одного пункта эекспертитзы - 4.1 "расчет подконтрольных расходов на 2018 год". При этом ни в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ, ни в дополнениях к нему от ДД.ММ.ГГГГ, ни в итоговой таблице 4.1. "Базовый уровень операционных расходов филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго", являющейся составной частью экспертного заключения и дополнительного заключения, не указано, что в расходах на оплату труда, признанных экономически обоснованными и принятых экспертами на 2018 год, включена часть заявленных Обществом затрат на денежные выплаты социального характера. Напротив, в подпунктах 4.1.1.14.1 заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ четко и ясно указано, что экспертной группой приняты расходы на общую сумму 5 863, 7 тыс. рублей для выплаты в связи со смертью члена семьи или родственника, при вступлении в брак, при рождении ребенка, женщинам по уходу за ребенком от 1, 5 лет. Затраты на остальные выплаты, предложенные Обществом, а именно: инвалидам ко дню Инвалида, неработающим пенсионерам ко Дню пожилого человека, единовременные премии, поощрения по случаю юбилейных дат, материальная помощь неработающим пенсионерам, на культурно-оздоровительные мероприятия - исключены ввиду экономической необоснованности, с целью недопущения чрезмерной нагрузки на потребителей (л.д. 25 т.2).
Также в протоколе заседания Правления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 158-164 т.1), по результатам которого принято оспариваемое постановление N, и в протоколе заседания Правления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ (дело N 3в-128/2021 листы 156-159 том 2), в котором отражены результаты исполнения предписания ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ N СП/101972/18 и по результатам заседания принято постановление N от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в постановление N от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует информация о том, что денежные выплаты социального характера при определении базового уровня подконтрольных расходов Общества на 2018 год учтены Комитетом в размере, превышающем сумму 5 863, 7 тыс. рублей.
С учетом изложенного, утверждение Комитета о включении в базовый уровень подконтрольных расходов Общества на 2018 год затрат на "денежные выплаты социального характера" в большем размере, чем 5 863, 7 тыс. рублей, бездокательно.
Более того, этот же довод заявлялся Комитетом в апелляционной жалобе по административному делу N 3а-128/2021, и оценка его приведена в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции N 66а-1328/2021 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 150-157 т.1). Суд апелляционной инстанции, исследовав все вышеприведенные доказательства также указал, что затраты на "денежные выплаты социального характера" в размере 5 863, 7 тыс. рублей включены в базовый уровень подконтрольных расходов Общества на 2018 год при установлении тарифов на долгосрочный период 2018-2022 годов постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ и впоследствии величина затрат по указанным расходам не пересчитывалась и изменялась, в том числе при исполнении предписания ФАС России.
Помимо изложенного, суд первой инстанции правильно указал, что согласно протокола заседания Правления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-49 т.1), по результатам которого принято постановление N от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в постановление N от ДД.ММ.ГГГГ, в НВВ Общества на 2020 год включены расходы на денежные выплаты социального характера, не учтенные при тарифном регулировании на 2018 год, в сумме 22 607, 56 тыс. рублей, что в силу статьей 59-61 КАС Российской Федерации также является доказательством невключения в базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год и в тариф на 2018 год экономически обоснованных расходов Общества на "денежные выплаты социального характера" и опровергает доводы апелляционной жалобы Комитета.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о противоречии постановления Комитета N от ДД.ММ.ГГГГ нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (статье 23 Закона об электроэнергетике, Основам ценообразования, Правилам и Методическим указаниям) соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим данные правоотношения. Иная оценка административным ответчиком доказательств, исследованных судом, а также несогласие с выводами суда не являются основаниями для отмены правильного судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационные жалобы (представление) могут быть поданы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.