Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
судей: Ехаловой Ю.А, Переверзиной Е.Б.
при секретаре-помощнике судьи: Асеевой П.В.
рассмотрев апелляционную жалобу представителя Государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" на решение Курганского областного суда от 14 октября 2022 года по административному делу N3а-83/2022 по иску ПАО "Сбербанк России" к Государственному бюджетному учреждению Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" об оспаривании решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелевой И.Л, представителя ПАО "Сбербанк России" Афанасьеву А.О,
УСТАНОВИЛА:
ПАО "Сбербанк России", в лице представителя, обратилось в Курганский областной суд с административным иском к Государственному бюджетному учреждению Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" об оспаривании решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером N кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2021 года была установлена в размере 400 854 702, 25 руб.
Поскольку указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышала его рыночную стоимость, установленную в отчете об оценке, составленным оценщиком ФИО5 от 7 июля 2022 года N01.30/22 и нарушала имущественные права административного истца, который уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, представитель ПАО "Сбербанк России" обратился в Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (Бюджетное учреждение) в порядке статьи 22.1 ФЗ N237-ФЗ, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной в вышеуказанном отчете об оценке.
Решением Бюджетного учреждения от 27 июля 2022 года заявление было удовлетворено, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 26 апреля 2022 года, была установлена в размере 54 378 000 рублей, с датой начала применения - 1 января 2022 года.
23 августа 2022 года представитель административного истца повторно обратился в Бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости помещения 400 854 702, 25 руб. в размере рыночной по состоянию на 1 января 2021 года, при этом к заявлению был приложен отчет об оценке N01.34/22 от 19 августа 2022 года, составленный оценщиком Ческидовой О.Е, согласно которому по состоянию на 1 января 2021 гола рыночная стоимость нежилого помещения составляла 84 858 000 рублей.
Указанное заявление было возвращено представителю ПАО "Сбербанк России" 25 августа 2022 года, поскольку отчет не соответствовал требования статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, а также в связи с тем, что заявление об установлении рыночной стоимости было подано в учреждение по истечение 6 месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.
Административный истец не согласен с указанным решением Бюджетного учреждения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, в связи с чем, просит признать его незаконным, установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости - 400 854 702, 25 руб, определенную по состоянию на 1 января 2021 года, в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке N01.34/22 от 19 августа 2022 года, составленным оценщиком ФИО5 - 84 858 000 рублей.
Решением Курганского областного суда от 14 октября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным пункт 840 акта Государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N45-25/ОГ-00262 от 5 апреля 2021 года в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" размере 400 854 702, 25 рублей.
В удовлетворении административного иска об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере равном рыночной стоимости, отказал.
С Государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" в пользу ПАО "Сбербанк России" взысканы расходы по государственно пошлине в размере 2 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" просит решение суда отменить в той части, в которой исковые требования удовлетворены.
В жалобе указано, что удовлетворяя заявленные исковые требования ПАО "Сбербанк России" суд пришел к выводу о нарушении Бюджетным учреждением положений части 17 статьи 21 Закона N237-ФЗ, так как не уведомило собственника о принятом решении о перерасчете кадастровой стоимости в связи с исправлением технической ошибки.
Между тем, указанные выводы суда противоречат нормам действующего законодательства, поскольку положениями статьи 21 Закона N237-ФЗ предусмотрено информирование исключительно только лиц, которые обратились в Бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости. В данном случае, собственник объекта недвижимости с кадастровым номером N с заявлением об исправлении технической ошибки в Бюджетное учреждение не обращался, и указанная ошибка была устранена самим учреждением при ее обнаружении.
Бюджетное учреждение, кроме того, не располагает такой информацией о собственниках объекта недвижимости, как их адрес.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются общедоступными сведения, содержащимися в ЕГРН, кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 1 361 781 руб, с учетом характеристик объекта недвижимости, является явно заниженной, что с очевидностью свидетельствовало о допущенной при ее определении технической ошибке, то есть, административным истцом своевременно не были приняты меры для получения актуальных сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда в части.
Судом первой инстанции установлено, что Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" является учреждением, наделенным полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Курганской области.
В 2020 году Бюджетным учреждением на основании постановления Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 17 июня 2019 года N20-П "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Курганской области" была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных в границах Курганской области, по состоянию на 1 января 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 гола N226.
ПАО "Сбербанк" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Российская Федерация, "адрес", который был поставлен на государственный кадастровый учет 24 августа 2020 года.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости была определена по алгоритмам, предусмотренным Методическими указаниями, однако он ошибочно был отнесен в Группу 10. Сооружения, в связи с чем, его кадастровая стоимость в размере 1 361 781 руб, установленная по состоянию на 1 января 2021 года, была определена неправильно.
Сведения об указанной кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 2 марта 2021 года, с началом применения с 1 января 2021 года.
Данная ошибка была выявлена сотрудниками Бюджетного учреждения в марте 2021 года, в связи с чем, учреждением был осуществлен перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с учетом следующих характеристик: его площадь, материал стен, год постройки, вид использования и местоположение объекта недвижимости (родительского объекта), в котором оно расположено.
В результате перерасчета кадастровой стоимости ее размер по состоянию на 1 января 2021 года составил 400 854 702, 25 рубля, что подтверждается актом об определении кадастровой стоимости N45-25/ОГ-00262 от 5 апреля 2021 года.
Сведения об указанной кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в ЕГРН 30 апреля 2021 года, с началом применения с 1 января 2021 года.
8 июля 2022 года представитель ПАО "Сбербанк России" обратился в Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (Бюджетное учреждение) в порядке статьи 22.1 ФЗ N237-ФЗ, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, при этом к заявлению им был приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 7 июля 2022 года N01.30/22, подготовленный оценщиком ООО "Агентство независимой экспертизы и оценки" ФИО5, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 26 апреля 2022 года составляет 54 378 000 рублей.
Решением бюджетного учреждения от 27 июля 2022 года заявление ПАО "Сбербанк России" было удовлетворено, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 26 апреля 2022 года, была установлена в размере 54 378 000 рублей, с датой начала применения - 1 января 2022 года.
23 августа 2022 года представитель административного истца повторно обратился в Бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости - 400 854 702, 25 руб. в размере рыночной по состоянию на 1 января 2021 года, при этом к заявлению был приложен отчет об оценке N01.34/22 от 19 августа 2022 года, составленный оценщиком ООО "Агентство независимой экспертизы и оценки" Ческидовой О.Е, согласно которому по состоянию на 1 января 2021 гола рыночная стоимость нежилого помещения составляла 84 858 000 рублей.
Указанное заявление было возвращено представителю ПАО "Сбербанк России" 25 августа 2022 года, поскольку отчет не соответствовал требования статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, а также в связи с тем, что заявление об установлении рыночной стоимости было подано в учреждение по истечение 6 месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.
Несогласие административного истца с возвращением его заявления и отказом в пересмотре архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости, явилось основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части, суд первой инстанции исходил из того, что по существу требования административного истца сводятся к оспариванию решения Бюджетного учреждения о перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в связи с устранением технической ошибки допущенной при определении кадастровой стоимости, оформленного актом N45-25/ОГ-00262 от 5 апреля 2021 года об определении ее в размере 400 854 702, 25 рубля по состоянию на 1 января 2021 года; решение о перерасчете кадастровой стоимости подлежит удовлетворению, поскольку в нарушение части 17 статьи 21 Федерального закона N237-ФЗ, в течение трех рабочих дней после принятия решения о перерасчете административный ответчик не уведомил истца о принятом решении, что лишило собственника объекта недвижимости возможности оспорить его кадастровую стоимость в установленном законом порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде.
Согласно статье 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (пункт 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменений в Федеральный закон N237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости".
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ, Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 года N443 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22-1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курганской области - 1 января 2021 года.
Таким образом, с указанной даты, для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области и учтенных в ЕГРН, в размере их рыночной стоимости, применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15).
Таким образом, с 1 января 2021 года кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области, могла быть пересмотрена и установлена в размере рыночной только на основании решения соответствующего бюджетного учреждения, которым является Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости".
Определенная с технической ошибкой по состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 361 781 рублей, принадлежащего на праве собственности ПАО "Сбербанк", подлежала применению с 1 января 2021 года и сведения об указанной кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН - 2 марта 2021 года.
Согласно статье 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года "О государственной кадастровой оценке", в редакции, действующей по состоянию на 1 января 2021 года, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (часть1).
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также - заявители) (часть 5).
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, должно содержать:
1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер телефона для связи с заявителем, почтовый адрес и адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) кадастровый номер объекта недвижимости (объектов недвижимости), в отношении которого подается заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
3) указание на содержание ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (при необходимости) номеров страниц (разделов) отчета, на которых находятся такие ошибки, а также обоснование отнесения соответствующих сведений, указанных в отчете, к ошибочным сведениям (часть 9).
Бюджетное учреждение рассматривает заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение тридцати календарных дней со дня его поступления (часть 16).
Бюджетное учреждение информирует заявителя о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (часть 17).
В случае, если ошибка допущена при определении кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями, установленными указанной статьей, составляется акт об определении кадастровой стоимости (часть 19).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23).
Решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации без заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотренных настоящей статьей (часть 25).
Как следует из материалов дела, в марте 2021 года сотрудниками бюджетного учреждения было установлено, что при первоначальном определении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, была допущена техническая ошибка в виде отнесения его к зданиям, в связи с чем, Бюджетным учреждением по собственной инициативе, в соответствие с частью 25 Федерального закона N237-ФЗ был осуществлен перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости и составлен акт об определении кадастровой стоимости N45-25/ОГ-00262 от 5 апреля 2021 года, что соответствует требованиям, установленным частью 19 Федерального закона N237-ФЗ.
В результате перерасчета кадастровой стоимости ее размер по состоянию на 1 января 2021 года составил 400 854 702, 25 рубля.
Сведения об указанной кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в ЕГРН 30 апреля 2021 года, с началом применения с 1 января 2021 года.
Таким образом, по правилам, установленным положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" истец мог оспорить в срок до 1 января 2021 года первоначальную кадастровую стоимость объекта недвижимости, установленную в размере 1 361 781 рублей.
Уточненную бюджетным учреждением кадастровую стоимость в размере 400 854 702, 25 рублей истец мог оспорить только с применением положений статьи 22.1 указанного закона.
Такое оспаривание могло быть осуществлено административным истцом либо в порядке оспаривания решения Бюджетного учреждения от 5 апреля 2021 года о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с устранением допущенной технической ошибки, либо путем обращение в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
В июле 2022 года административный истец реализовал свое право на оспаривание кадастровой стоимости в размере 400 854 702, 25 рублей в порядке, установленном статьей 22.1 ФЗ N237-ФЗ, путем подачи в Бюджетное учреждение заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 26 апреля 2022 года, при этом размер рыночной стоимости 54 378 000 рублей подтверждался отчетом об оценке от 7 июля 2022 года N01.30/22, подготовленным оценщиком ООО "Агентство независимой экспертизы и оценки" Ческидовой О.Е.
Решением бюджетного учреждения от 27 июля 2022 года заявление ПАО "Сбербанк России" было удовлетворено, в связи с чем, у истца основания для оспаривания указанного решения отсутствовали.
Судебная коллегия считает неправильными выводы суда первой инстанции о том, что требования административного истца в настоящем деле сводятся к оспариванию решения Бюджетного учреждения от 5 апреля 2021 года о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с устранением допущенной технической ошибки, установлении ее в размере 400 854 702, 25 рублей, поскольку такие требования административным истцом не заявлялись, также как не заявлялись требования о признании незаконным пункта 840 акта Государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N45-25/ОГ-00262 от 5 апреля 2021 года в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N
С заявлением о признании незаконным этого решения ни в Бюджетное учреждение, ни в суд истец не обращался, на отсутствие технической ошибки при определении первоначальной кадастровой стоимости нежилого помещения в размере 1 361 781, 67 рублей, истец не ссылается, так же как не ссылается на отсутствие оснований для устранения указанной ошибки или на нарушение порядка устранения ошибки.
Как следует из материалов дела, истец в настоящем деле оспаривает отказ Бюджетного учреждения рассмотреть по существу его заявление от 23 августа 2022 года, поданного в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, о пересмотре ранее установленной кадастровой стоимости нежилого помещения 400 854 702, 25 руб. путем установления ее в размере рыночной стоимости - 84 858 000 рублей. по состоянию на 1 января 2021 года, которая определена в отчете об оценке N01.34/22 от 19 августа 2022 года оценщика ООО "Агентство независимой экспертизы и оценки" ФИО5
Указанное заявление было возвращено представителю ПАО "Сбербанк России" 25 августа 2022 года.
Согласно части 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ предусмотрено, что заявление об установлении рыночной стоимости возвращается Бюджетным учреждением без рассмотрения в случае если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Поскольку отчет об оценке N01.34/22 от 19 августа 2022 года представленный истцом определял размер рыночной стоимости нежилого помещения по состоянию на дату-1 января 2021 года, а истец обратился в Бюджетное учреждение с заявлением о пересмотре архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 400 854 702, 25 рублей 23 августа 2022 года, судебная коллегия полагает, что у административного ответчика имелись основания для отказа в принятии указанного заявления к рассмотрению Бюджетным учреждением.
При этом судебная коллегия считает, что в период с 30 апреля 2021 года, когда сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 400 854 702, 25 рублей были внесены в ЕГРН истец имел возможность обратиться в Бюджетное учреждение с заявлением о пересмотре указанной кадастровой стоимости, установлении ее в размере рыночной в установленные законом сроки.
Ссылки истца на то обстоятельство, что в выписках из ЕГРН по состоянию на 18 и 23 марта 2021 года содержались сведения о первоначальной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 1 361 781 рублей, не влияют на правильность указанных выводов, поскольку располагая сведениями о месторасположении указанного объекта недвижимости, его площади, технических характеристиках, а также имея возможность сравнить размер указанной кадастровой стоимости с кадастровой стоимостью других, принадлежащих ему нежилых помещений, истец мог предполагать, что указанная кадастровая стоимость установлена неправильно и подлежит корректировке, вправе был самостоятельно инициировать процедуру устранения технической ошибки, допущенной при установлении кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения после 23 марта 2021 года административным истцом не получались.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда о том, что административный ответчик на основании части 17 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ обязан был уведомить административного истца о перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с устранением технической ошибки, невыполнение указанных требований закона влечет за собой признание решения о перерасчете кадастровой стоимости незаконным.
Из содержания статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ следует, что обязанность в течение трех дней информировать о принятом решении о пересмотре кадастровой стоимости в связи с устранением технической ошибки возникает у Бюджетного учреждения только тогда, когда заявление об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости подано заинтересованным физическим или юридическим лицом, который в своем заявлении указывает не только на содержание ошибки, но и указывает свои фамилию, имя, отчество (наименование юридического лица), номер телефона, почтовый адрес, номер электронной почты и т.д.
Поскольку в настоящем деле инициатором пересмотра кадастровой стоимости нежилого помещения являлось Бюджетное учреждение, в полномочия которого входит правильное определение размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, сведения о которых содержаться в ЕГРН, указанное решение не ставилось в зависимость от согласия или не согласия административного истца, сведениями о собственнике помещения, в том числе его адресе, телефоне, электронной почте административный ответчик не располагал, на него не могла быть возложена обязанность об уведомлении ПАО "Сбербанк Россия" о пересмотре кадастровой стоимости в связи с устранением технической ошибки.
Судебная коллегия считает, что постановленное судом первой инстанции решение противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку приводит к восстановлению в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N существенно заниженной кадастровой стоимости, установленной с технической ошибкой.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой исковые требования удовлетворены, постановить в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского областного суда от 14 октября 2022 года в части признания незаконным пункта 840 акта Государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N45-25/ОГ-00262 от 5 апреля 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" размере 400 854 702, 25 рублей, взыскании с Государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" в пользу ПАО "Сбербанк России" расходов по государственно пошлине в размере 2 000 рублей, отменить.
В удовлетворении указанной части исковых требований ПАО "Сбербанк России" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.