Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-80/2022 по апелляционной жалобе Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области на решение Курганского областного суда от 26 сентября 2022 года, которым удовлетворен административный иск заместителя прокурора Курганской области о признании не действующим в части лесохозяйственного регламента Варгашинского лесничества, утвержденного приказом Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 29 января 2021 года N 54.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя заместителя прокурора Курганской области Капсамун И.С, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 29 января 2021 года N 54 утверждён лесохозяйственный регламент Варгашинского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент), который официально опубликован на сайте данного Департамента "priroda.kurganobl.ru".
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 31 января 2022 года N 41, также опубликованным на сайте Департамента "priroda.kurganobl.ru", в Лесохозяйственный регламент внесены изменения, в частности, таблицей 3 пункта 1.1.4 Лесохозяйственного регламента отнесены к эксплуатационным лесам кварталы (части кварталов) N 96 выделы 10, 21; N 106 выделы 1, 2; N 108 выделы 4, 8; N 119 выдел 6 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества Варгашинского лесничества.
Заместитель прокурора Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующей со дня принятия таблицу 3 пункта 1.1.4 Лесохозяйственного регламента в указанной части, ссылаясь на то, что в перечисленных кварталах расположен памятник природы регионального значения "Комплекс верховых болот", в связи с чем отнесение названных лесных кварталов к эксплуатационным лесам противоречит статьям 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий. Также административный истец указал на противоречие оспариваемого нормативного правового акта части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, которым утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Решением Курганского областного суда от 26 сентября 2022 года административный иск удовлетворён, оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента признаны недействующими со дня их принятия.
В апелляционной жалобе Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведённых положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утверждённого постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 года N 338, названный Департамент является исполнительным органом государственной власти Курганской области.
На основании постановления Правительства Курганской области от 11 июня 2021 года N 155 "О внесении изменений в постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 года N 338", вступившего в силу с 12 августа 2021 года, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области переименован в Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Шастовского мастерского участка Варгашинского лесничества располагается особо охраняемая природная территория - памятник природы "Комплекс верховых болот", установленная постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 5 февраля 2001 года N 52 "О памятниках природы Курганской области".
Таким образом, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, являющийся исполнительным органом государственной власти Курганской области, утверждая Лесохозяйственный регламент Варгашинского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, что являлось основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Кроме того, разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента в части отнесения лесных кварталов, включённых в состав памятника природы регионального значения - "Комплекс верховых болот", к эксплуатационным лесам, противоречат положениям статей 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях).
В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым в том числе относятся памятники природы (подпункт "д" пункта 2).
В соответствии со статьёй 24 Закона об особо охраняемых природных территориях на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Как следует из постановления администрации (Правительства) Курганской области от 5 февраля 2001 года N 52 "О памятниках природы Курганской области" памятник природы регионального значения - "Комплекс верховых болот" является особо охраняемой природной территорией регионального значения (пункт 1 Постановления), на территории которой установлен режим особой охраны (пункт 7 Приложения N 2 к Постановлению).
Как указано в пункте 1.1.6 Лесохозяйственного регламента, памятник природы регионального значения - "Комплекс верховых болот" расположен, в том числе на территории кварталов N 96 выделы 10, 21; N 106 выделы 1, 2; N 108 выделы 4, 8; N 119 выдел 6 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества Варгашинского лесничества, В таблице 3 пункта 1.1.4 Лесохозяйственного регламента кварталы N 96 выделы 10, 21; N 106 выделы 1, 2; N 108 выделы 4, 8; N 119 выдел 6 Шастовского мастерского участка Марайского участкового лесничества Варгашинского лесничества, расположенные в границах памятника природы регионального значения - "Комплекс верховых болот", отнесены к эксплуатационным лесам.
Между тем, правовое регулирование по отнесению лесных участков (кварталов), расположенных в границах памятника природы регионального значения - "Комплекс верховых болот" к эксплуатационным лесам, как правильно указал суд, вступило в противоречие с положениями статей 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации.
Установив, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с превышением полномочий, противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим в части со дня принятия.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционных жалоб о том, что суд не привлёк к участию в деле Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства, судебной коллегией отклоняются, поскольку не основаны на положениях частей 5, 6, 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из которых следует, что административные дела об оспаривании нормативного правового акта рассматриваются с участием органа, организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50, исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт; в необходимых случаях суд вправе привлечь к участию в деле также высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, обнародовавшее оспариваемый акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо главу муниципального образования, подписавшего и обнародовавшего оспариваемый акт, принятый представительным органом муниципального образования.
Названные же в апелляционных жалобах органы оспариваемый нормативный правовой акт не принимали и не обнародовали.
Следует также учитывать, что специфика рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов обусловлена тем, что одним из признаков нормативного правового акта является распространение его действия на неопределённый круг лиц, в связи с чем, круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении соответствующего спора, неограничен. В тоже время лицо, полагающее, что оно является субъектом регулируемых нормативным правовым актом правоотношений, а также то, что таким актом нарушены его права, вправе самостоятельно обратиться в суд с требованием о признании нормативного правового акта недействующим.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения к участию в деле вышеуказанных органов в отсутствие их волеизъявления, с учётом того, что круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении дела об оспаривании нормативного правового акта неограничен, у суда первой инстанции не имелось.
Решение Курганского областного суда от 26 сентября 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского областного суда от 26 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Курганский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.