Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника Ялкопова Р.А. - Епифанцева Ю.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 14 апреля 2022 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Ялкопова Рустамджона Ахмедовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 14 апреля 2022 года гражданин Республики Таджикистан Ялкопов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с принудительным административным выдворением
за пределы Российской Федерации и с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан.
Решением Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2022 года постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 14 апреля 2022 года оставлено без изменения, жалоба защитника Ялкопова Р.А. - Епифанцева Ю.Г. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Епифанцева Ю.Г. в защиту Ялкопова Р.А. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ, здесь и далее приведены нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), или
ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), или ходатайство образовательной организации, которая включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень и в которой иностранный гражданин обучается по образовательной программе, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По делу установлено, 14 апреля 2022 года в 10 часов 00 минут по адресу: "адрес", выявлен гражданин Республики Таджикистан Ялкопов Р.А, который нарушил режим пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Находился на территории Российской Федерации незаконно, чем нарушил ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Данное событие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт нарушения гражданином Республики Таджикистан Ялкоповым Р.А. режима пребывания на территории Российской Федерации подтвержден представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес" (л.д. 4), копией дубликата миграционной карты на имя Ялкопова Р.А. (л.д. 5, 38-39), выпиской из базы АС ЦБДУИГ (л.д. 10), досье на иностранного гражданина (л.д. 14), показаниями инспектора по ОП отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по "адрес" ФИО4, допрошенного в ходе судебного заседания и иными доказательствами получившими оценку судьями районного и краевого судов по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что Ялкопов Р.А. прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в последующем срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции от 2 января 2021 года) на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 364 с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлены течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 года и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 года законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 года включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.
При этом, Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2020 года N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений" (с последующими изменениями) установлено, что воздушное сообщение с Таджикистаном открыто 31 марта 2021 года, и с этой даты 90 суток подлежали исчислению.
Вместе с тем указанные требования законодательства Ялкоповым Р.А. не выполнены.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения в отношении Ялкопова Р.А. положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 364) не имеется, поскольку незаконное нахождение Ялкопова Р.А. установлено ДД.ММ.ГГГГ.
Правильно установив указанные выше обстоятельства и верно применив нормы миграционного и административного законодательства Российской Федерации, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что гражданин Ялкопов Р.А, являясь иностранным гражданином, ДД.ММ.ГГГГ находился на территории Российской Федерации, не имея документов и установленных законом оснований для пребывания в Российской Федерации, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении Ялкопова Р.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, порядок привлечения С. к административной ответственности соблюден.
Судьей районного суда сделан основанный на представленной в материалы дела совокупности доказательств вывод о том, что факт длительного пренебрежения Ялкоповым Р.А. установленными в Российской Федерации правилами и нормами миграционного законодательства свидетельствует об отсутствии лояльности у иностранного гражданина к правопорядку страны пребывания, вследствие чего выдворение его за пределы Российской Федерации является необходимой мерой защиты национальных интересов.
Судьей краевого суда верно установлено, что постановка на учёт Ялкопова Р.А. по месту его пребывания по адресу "адрес" "адрес" не свидетельствует о законности его пребывания в Российской Федерации, поскольку в силу изложенных выше положений закона, документ о постановке на учёт по месту пребывания не является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на пребывание в Российской Федерации.
Доводы жалобы том, что на территории Российской Федерации Ялкопов Р.А. проживает совместно со своим несовершеннолетним "данные изъяты", были предметом проверки мирового судьи, который верно указал, что "данные изъяты" ФИО2 в отношении "данные изъяты" - гражданина России ФИО1 не препятствует возможности назначения наказания в виде выдворения.
Доводы жалобы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Ялкопова Р.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Как правильно указано судьями нижестоящих инстанций, Ялкопов Р.А. законных оснований для пребывания в Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имел.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вина Ялкопова Р.А. в совершении предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ административного правонарушения установлена верно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Постановление о привлечении Ялкопова Р.А. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 14 апреля 2022 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Ялкопова Рустамджона Ахмедовича оставить без изменения, жалобу защитника Ялкопова Р.А. - Епифанцева Ю.Г. - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.