Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу представителя заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. по доверенности Курчатовой С.Ю. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 7.32, статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия) Ткаченко "данные изъяты"
установил:
постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 27 декабря 2021 года N, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда от 23 марта 2022 года, генеральный директор ГКУ "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" Ткаченко И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело N 12-200/2022).
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 27 декабря 2021 года N, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда от 23 марта 2022 года, генеральный директор ГКУ "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" Ткаченко И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело N 12-199/2022).
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 29 декабря 2021 года N, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда от 4 марта 2022 года, генеральный директор ГКУ "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" Ткаченко И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (дело N 12-255/2022).
Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 4 статьи 7.32 и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 12-199/2022, N 12-255/2022, N 12-200/2022 объединены в одно производство с присвоением номера 12-200/2022.
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года, постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 года N 247-КС, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2022 года по делу N 12-200/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 года N, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2022 года по делу N 12-199/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2021 года N, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2022 года по делу N 12-255/2022 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" Ткаченко И.В. изменены, с назначением за указанные административные правонарушения административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В остальной части постановления должностного лица и решения судьи городского суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, представитель должностного лица, вынесшего постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. - Курчатова С.Ю. просит вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года отменить, приводя доводы об его незаконности, направить дело на новое рассмотрение.
Генеральный директор Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия) Ткаченко И.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражения на жалобу не направил.
Изучив доводы жалобы представителя заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. - Курчатовой С.Ю, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N проведена выездная проверка по соблюдению требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении ГКУ "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)".
По результатам проведенной проверки выявлен факт совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 7.32, и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так ГКУ РС (Я) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" заключены государственные контракты N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N.
Предметом контрактов является приобретение у застройщика жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы". По контрактам застройщики обязуются передать жилые помещения в государственную собственность.
Дополнительными соглашениями в контракты внесены изменения в части изменения условия о переходе права собственности (предмет договора), порядка приемки жилых помещений в разделе 1 "Предмет контракта" и в приложении N контрактов N, N, N, в части изменения условия о переходе права собственности (предмет договора), порядка приемки жилых помещений в разделе 1 "Предмет контракта" и в приложении N одиннадцати контрактов.
Таким образом, ГКУ "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" существенно изменены условия контрактов, а именно их предмет, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также ГКУ РС (Я) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" заключены государственные контракты на приобретение жилых помещений у лиц, являющихся застройщиками, в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
Согласно условиям контрактов застройщики обязаны осуществить строительство многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией.
В ходе выездной проверки осуществления расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) к проверке Дирекцией и муниципальными образованиями предоставлены фотографии многоквартирных домов, в которых куплены жилые помещения. Сверкой актов о приемке выполненных работ с представленными фотографиями установлено, что выполнены не все работы, указанные в актах, а также предусмотренные проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу. При этом работы приняты по актам приема-передачи отдельного этапа работ и по ним произведена оплата.
Общая сумма средств, направленных на оплату фактически невыполненных работ, составила 10 006 637 рублей 13 копеек. Кроме того, не завершены работы по благоустройству территорий (проезды, тротуары, озеленение, детские площадки), не выполнены работы для передвижения маломобильных групп населения, которые предусмотрены проектной документацией объекта.
Дирекцией к проверке представлены гарантийные письма застройщиков ООО "Нидстрой", ООО "Экострой", ООО "Якутская девелоперская компания", ООО "Прогресс", ООО СМУ "Намстрой", ООО "Главстройкомплекс", ООО "Дабанстрой", ООО "Нордстрой", ООО "Дроги Олекмы".
Обязательства по данным гарантийным письмам застройщиками на момент проверки не выполнены в полном объеме, при этом они были приняты по актам и по ним произведена оплата.
На момент подписания актов о приемке выполненных работ не выполнены работы на общую сумму 10 006 637 рублей 13 копеек. Оплата невыполненных работ на сумму 10 006 637 рублей 13 копеек произведена за счет средств фонда в размере 9 414 616 рублей 08 копеек, за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 592 021 рублей 05 копеек.
Доказательств выполненных работ в объеме, оплаченном Дирекцией, не представлено.
Таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации Дирекцией произведено нецелевое использование средств на сумму 10 006 637 рублей 13 копеек, выраженное в оплате за фактически невыполненные работы по государственным контрактам.
В действиях генерального директора государственного казенного учреждения "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" Ткаченко И. В, повлекших нецелевое использование бюджетных средств на сумму 10 006 637 рублей 13 копеек, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) три вышеуказанные дела об административных правонарушениях объединил в одно производство, и назначил Ткаченко И.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В определении об объединении дел об административных правонарушениях от 19 мая 2022 года судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) указал, что вмененные генеральному директору Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия) Ткаченко И.В. административные правонарушения были выявлены при проведении одной плановой выездной проверки федерального государственного экологического, муниципального контроля (надзора), проведенной в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем подлежат применению положения части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополненной Федеральным законом от 26 марта 2022 N 70-ФЗ, которая указывает, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 этой статьи.
Однако указанный вывод судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) является не верным, его решение от 19 мая 2022 года и определение об объединении дел от 19 мая 2022 года законными признать нельзя, поскольку не учтено следующее.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действительно с 6 апреля 2022 года вступил в действие Федеральный закон от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым внесены изменения в статью 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяющуюся к неисполненным наказаниям в силу статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополненной Федеральным законом от 26 марта 2022 N 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 этой статьи.
Государственный контроль (надзор) в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно пункту 15 части 4 статьи 2 указанного Федерального закона N 248-ФЗ, действия данного закона не распространяется на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, положения части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не применяются при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) указанные требования закона не учел.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении судьей принципа полноты и всесторонности рассмотрения дела, закрепленного в статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о существенном нарушении процессуальных требований, содержащихся в статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, при рассмотрении дел, предусмотренных частью 4 статьи 7.32 и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей Верховного Суда Республики Саха (Якутия) допущено существенное нарушение процессуальных требований, и указанное нарушение имеет фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход дела и привело к неправильному его разрешению.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года, определение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года об объединении дел, вынесенные в отношении Ткаченко И.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 7.32, и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует оценить приведенные доводы и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу представителя заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. - по доверенности Курчатовой С.Ю. удовлетворить.
Решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года, определение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года об объединении дел об административных, вынесенные в отношении генерального директора Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия) Ткаченко "данные изъяты" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 7.32, статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.