Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника Окружной администрации г. Якутска Ефремовой Л.С. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Якутска по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по г. Якутску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 25 июля 2022 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Окружной администрации города Якутска
установил:
постановлением главного государственного инспектора г. Якутска по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по г. Якутску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) N 34-296 от 25 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2022 года, решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2022 года юридическое лицо - Окружная администрация г. Якутска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Окружной администрации г. Якутска Ефремова Л.С. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника Окружной администрации г. Якутска Ефремовой Л.С, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Состав данного административного правонарушения формальный и не предусматривает последствий в качестве обязательного признака объективной стороны.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Из статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного названным Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с положениями части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.
Из пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила), следует, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 41 минуту произошло возгорание травы по адресу: "адрес", на общей площади 6 га.
Из сообщения с МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" от ДД.ММ.ГГГГ согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 9 429 636 кв.м, с видом разрешенного использования для использования в целях сенокошения, находится в собственности городского округа "город Якутск" от ДД.ММ.ГГГГ N. Отсутствуют договорные отношения в связи с вышеуказанным земельным участком. Данный земельный участок включен в реестр муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, балансосодержатель не определен.
Проведенной проверкой установлено, что Окружная администрация города Якутска нарушила требования пункта 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации", и статью 38 Федерального закона N 69 от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности".
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, должностное лицо и судебные инстанции учли, что Окружная администрация города Якутска имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но администрацией не были предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Утверждение в жалобе об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку Окружной администрацией города Якутска с администрацией "адрес" был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, является несостоятельным, так как из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 9 429 636 кв.м. находится в собственности Городского округа "Город Якутск".
При этом договор безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ N между Окружной администрацией города Якутска и МКУ "администрация села Хатассы" городского округа "Город Якутск" заключен ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. По истечении указанного срока требования о продлении срока действия договора не направлялись.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) Окружной администрации города Якутска объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Окружной администрации города Якутска в размере санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора г. Якутска по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по г. Якутску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2022 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Окружной администрации города Якутска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ефремовой Л.С. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.