Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" на решение Томаринского районного суда Сахалинской области от 15 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 21 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Томаринского района к администрации муниципального образования "Томаринский городской округ", муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" муниципального образования "Томаринский городской округ" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Царевой М.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Томаринского района обратился в Томаринский районный суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просил возложить на администрацию муниципального образования "Томаринский городской округ" обязанность провести финансирование работ по капитальному ремонту (замене) следующих аварийных участков тепло-водопроводных сетей в срок до 1 октября 2021 года: по ул.Юбилейной, д.17 г.Томари от центральных задвижек до входа в дом (в надземной прокладке) в объеме 12 п.м; от врезки до входа в дом N 8 по ул.А.Буюклы в объеме 32 п.м; по ул.Октябрьской, дом 58а в объеме 256 п.м; от здания котельной ТЭЦ г.Томари по ул.Ленина, д.19а до ул.Юбилейная, дом 3 в объеме 3, 2 км; от врезки до входа к дому N 25 по ул.Юбилейная в г.Томари; по ул.Пионерская г.Томари, дома N 5, N 14, N 16, N 18, N 20; по ул.Октябрьская г.Томари, дом 58а; под железнодорожным полотном в районе ул.Пархоменко г.Томари в координатах 47° 45" 41.1 N, 142° 05" 15.7 Е в объеме не менее 100 м, в срок до 1 февраля 2022 года; возложить на муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Томаринский городской округ" обязанность в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования произвести капитальный ремонт (замену) указанных аварийных участков тепловых сетей.
Решением Томаринского районного суда Сахалинской области от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 июня 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. На администрацию муниципального образования "Томаринский городской округ" возложена обязанность провести финансирование работ по капитальному ремонту (замене) следующих аварийных участков тепловых сетей: по ул.Юбилейной, дом 17, г..Томари от центральных задвижек до входа в дом (в надземной прокладке) в объеме 12 п.м; от врезки до входа в дом N 8 по ул.А.Буюклы в объеме 32 п.м; по ул.Октябрьской, дом N 58а, в объеме 256 п.м; от здания котельной ТЭЦ г..Томари по ул.Ленина, д.19а до ул.Юбилейная, дом N 3 в объеме 3, 1 кв.м; от врезки до входа к дому N 25, расположенному в г..Томари по ул.Юбилейная; по ул.Пионерская г..Томари, дома N 5, N 14, N 16, N 18, N 20; по ул.Октябрьская г..Томари, дом N 58а; под железнодорожным полотном в районе ул.Пархоменко г..Томари в координатах 47° 45" 41.1 N, 142° 05" 15.7 Е, в объеме не менее 100 м, в срок до 1 февраля 2022 года. На муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Томаринский городской округ" возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования произвести капитальный ремонт (замену) следующих аварийных участков тепловых сетей: по ул.
Юбилейной, дом 17, г..Томари от центральных задвижек до входа в дом (в надземной прокладке) в объеме 12 п.м; от врезки до входа в дом N 8 по ул.А.Буюклы в объеме 32 п.м; по ул.Октябрьской, дом 58а, в объеме 256 п.м; от здания котельной ТЭЦ г..Томари по ул.Ленина, д.19а, до ул.Юбилейная, дом 3, в объеме 3, 1 кв.м; от врезки до входа к дому, расположенному в г..Томари по ул.Юбилейная, дом N 25; по ул.Пионерская г..Томари, дома NN 5, 14, 16, 18, 20; по ул.Октябрьская г..Томари, дом 58а; под железнодорожным полотном в районе ул.Пархоменко г..Томари в координатах 47° 45" 41.1 N, 142° 05" 15.7 Е, в объеме не менее 100 м. В удовлетворении остальной части искового заявления отказано.
3 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Томаринский городской округ", поданная через Томаринский районный суд Сахалинской области 23 сентября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на то, что исковые требования прокуратуры Томаринского района не могут быть удовлетворены в части финансирования и проведения капитального ремонта (замене) аварийных участков теплоснабжения на территории г.Томари Сахалинской области, поскольку указанные участки выдержали гидравлические испытания, признаны годными к эксплуатации, а проведение ремонта (замены) является нецелевым использованием денежных средств.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 октября 2022 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" передана для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2022 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.6 ФЗ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, помимо прочих, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов. Аналогичные полномочия определены в п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу пп."г" п.2 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 10 июля 2019 года между комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" и муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Томаринский городской округ" заключен договор, по которому за последним на праве хозяйственного ведения закреплены объекты теплоснабжения и водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, на МУП "Водолканал" возложена обязанность осуществлять текущий и капитальный ремонт, реконструкцию и восстановление закрепленного имущества за счет собственных средств.
Уставом МУП "Водолканал" предусмотрено, что деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником его имущества в лице КУМС МО "Томаринский городской округ" Сахалинской области.
Из материалов дела также усматривается, что тепловая сеть (теплотрасса) и водопроводные сети г.Томари находятся в ветхом состоянии, имеют значительный процент износа: участок теплотрассы от ТЭЦ ул.Ленина, д.19 до станции смешивания N 1 имеет более 62% износа 325 труб, наблюдается отслоение металла, ржавчина, раковины с толщиной стенки металла до 2 мм, трасса монтирована в 2000 году из труб, бывших в употреблении, требуется частичная замена опор; теплотрасса от врезки до входа к домам N 17 и N 25 по ул.Юбилейная, N 5, N 14, N 16, N 18, N 20 по ул.Пионерская, N 58а по ул.Октябрьская имеет износ труб более 80%, наблюдается отслоение металла, ржавчина, раковины с толщиной стенки металла до 2 мм.
28 апреля 2021 года МУП "Водоканал" обнаружен порыв стальной водопроводной магистрали в районе улицы Пархоменко рядом с железнодорожным полотном. На данном участке линия находится в аварийном состоянии и возможен подмыв железнодорожного полотна.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, руководствуясь приведенными нормами закона, установив, что сети теплоснабжения и водоснабжения принадлежат муниципальному образованию "Томаринский городской округ", а МУП "Водоканал" муниципального образования "Томаринский городской округ" наделен полномочиями по их капитальному ремонту, пришли к обоснованному выводу о том, что со стороны администрации МО "Томаринский городской округ" было допущено незаконное бездействие в части финансирования работ по капитальному ремонту (замене) аварийных участков тепло-водопроводных сетей на территории МО "Томаринский городской округ", а со стороны МУП "Водоканал" муниципального образования "Томаринский городской округ" - в части замены аварийных участков тепловых сетей. Наличие ветхого состояния указанных участков сети на территории городского округа создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и угрозу безопасности жизни, здоровья граждан, их имуществу.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, установленные по делу фактические обстоятельства, которые были оценены нижестоящими судебными инстанциями применительно к положениям закона, в соответствии с которыми администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе вопроса организации мероприятий, направленных на содержание и строительство системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Томаринский городской округ", подтверждают правомерность сделанного судами вывода о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что исковые требования прокуратуры Томаринского района не могут быть удовлетворены в части финансирования и проведения капитального ремонта (замене) аварийных участков теплоснабжения на территории г.Томари, Сахалинской области, поскольку указанные участки выдержали гидравлические испытания, признаны годными к эксплуатации, а проведение ремонта (замены) является нецелевым использованием денежных средств, - по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Томаринского районного суда Сахалинской области от 15 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 21 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.