Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу КГУП "Примтеплоэнерго" на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского городского округа о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения представителя КГУП "Примтеплоэнерго" Гапонова Н.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Скарлухина М.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в Лесозаводский районный суд Приморского края с вышеназванным исковым заявлением, просил возложить обязанность на администрацию Лесозаводского городского округа выполнить капитальный ремонт тепловой сети от ВЧД (Вагонное депо) к многоквартирным жилым домам по ул.Камышовая, 1а, 1б, 1в, 3, 3а, ул.Линейная, 26 протяженностью 723 м в срок до 1 августа 2022 года.
Определением судьи Приморского краевого суда от 19 апреля 2022 года гражданское дело передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда.
Решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований Лесозаводскому межрайонному прокурору отказано.
7 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба КГУП "Примтеплоэнерго", поданная через Лесозаводский районный суд Приморского края 3 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований Лесозаводского межрайонного прокурора со ссылкой на то, что требования главы 6.1 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, в том числе в части возложения на арендатора обязанности по выполнению текущего и капитального ремонтов арендуемых объектов теплоснабжения, распространялись на договоры аренды, заключенные в порядке ст.28.1 Закона N 190-ФЗ и ч.1 ст.17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, то есть по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Договор аренды был заключен не по результатам соответствующего конкурса или аукциона, а путем его подписания КГУП "Примтеплоэнерго" и администрацией Лесозаводского городского округа, в связи с чем положения главы 6.1 Закона N 190-ФЗ к отношениям сторон в рамках исполнения договора аренды не применимы, стороны договора аренды должны руководствоваться нормами гражданского законодательства и условиями договора аренды. Капитальный ремонт спорной тепловой сети в ремонтную программу включен не был, что не оспаривалось сторонами, в связи с чем обязанность по выполнению капитального ремонта спорной тепловой сети возложена на администрацию Лесозаводского городского округа.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 октября 2022 года кассационная жалоба КГУП "Примтеплоэнерго" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель администрации Лесозаводского городского округа; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя КГУП "Примтеплоэнерго" Гапонова Н.В, прокурора Скарлухина М.А, изучив письменные возражения на кассационную жалобу администрации Лесозаводского городского округа, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах муниципального городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных указанным Законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание (пункт 2 части 1 статьи 28.3 Закона о теплоснабжении).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26 мая 2014 года между управлением имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа и КГУП "Примтеплоэнерго" заключён договор аренды имущества N 10, в соответствии с которым в аренду КГУП "Примтеплоэнерго" переданы тепловые сети, котельные установки, оборудование и иные объекты системы теплоснабжения городского округа.
Дополнительными соглашениями к договору аренды от 1 октября 2020 года N 9 и от 17 февраля 2021 года N 10 в аренду КГУП "Примтеплоэнерго" передана тепловая сеть от ВЧД (Вагонное депо) к многоквартирным жилым домам по ул.Камышовая 1а, 1б, 1в, 3, 3а, ул.Линейная, 26, протяженностью 723 м.
Межрайонной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 19 августа 2021 года N 54 проведена проверка соблюдения администрацией Лесозаводского городского округа требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что тепловая сеть протяжённостью 723 м от ВЧД (Вагонное депо) к многоквартирным жилым домам по ул.Камышовая 1а, 1б, 1в, 3, 3а, ул.Линейная, 26 является сооружением коммунального хозяйства, правообладателем которой выступает администрация Лесозаводского городского округа.
Участок тепловой сети, расположенной от котельной Вагонного депо по ул.Камышовая 1а, 1б, 1в, 3, 3а, ул.Линейная, 26 имеет неудовлетворительное состояние, арматура на всём участке трубопровода в неисправном состоянии, трубы без изоляции, требуется частичная замена трубопровода, восстановление изоляции.
С учётом установленных в ходе прокурорской проверки недостатков с целью защиты прав и законных интересов неопределённого круга лиц, межрайонный Лесозаводский прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 39, 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, статей 209, 210, 616 Гражданского кодекса РФ, пунктов 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 28.1, 28.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", обоснованно пришли к выводу о необходимости возложения на КГУП "Примтеплоэнерго", как на арендатора указанного участка тепловой сети, обязанности произвести капитальный ремонт тепловых сетей.
При этом суды исходили из того, что именно нормами специального законодательства - Закона N 190-ФЗ установлена обязанность арендаторов объектов теплоснабжения и водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводить за свой счёт все необходимые манипуляции с арендуемым имуществом, направленные на поддержание его надлежащего состояния, включая расходы на текущий и капитальный ремонт.
Указанные выводы нижестоящих судов судебная коллегия кассационного суда находит правильными, мотивированными, подтвержденными исследованными в ходе производства по делу доказательствами и основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы о том, что договор аренды имущества от 26 мая 2014 года был заключен не по результатам соответствующего конкурса или аукциона, а путем его подписания КГУП "Примтеплоэнерго" и администрацией Лесозаводского городского округа, в связи с чем положения главы 6.1 Закона N 190-ФЗ к отношениям сторон в рамках исполнения договора аренды не применимы, стороны договора аренды должны руководствоваться нормами гражданского законодательства и условиями договора аренды, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГУП "Примтеплоэнерго" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.