Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ядреевой Юлии Ивановны на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ядреевой Ю.И. к Окружной администрации г.Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений АО г.Якутска о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ядреева Ю.И. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, просила признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений АО г. Якутска N 6757-ДИЗО/21 от 29 декабря 2021 года незаконными и возложить на Окружную администрацию г.Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений АО г.Якутска обязанность согласовать предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Якутск, мкр.Марха, ул.Лесная, дом 21/1, как собственнику жилого дома.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Ядреевой Ю.И. отказано.
13 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Ядреевой Ю.И, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 6 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое апелляционное рассмотрение со ссылкой на то, что требования о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, административным истцом заявлено не было. Административный ответчик, отказывая в предоставлении земельного участка, действует вопреки им же созданному проекту межевания. Земельный участок согласно представленной схеме не выходит за красные линии и находится в более чем 20 метрах от береговой полосы водного объекта. Предоставленные административным ответчиком сведения ИСОГД отражают информацию о земельном участке площадью 966, 31 кв.м, тогда как административный истец предоставил схему земельного участка площадью 852 кв.м, то есть в тех границах, в которых земельный участок существует с 1992 года, однако, судом данные расхождения не учтены.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 октября 2022 года кассационная жалоба администрации Находкинского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административный истец является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером 14:35:108001:8134, 1992 года постройки, расположенного по адресу: г.Якутск, микрорайон Марха, ул.Лесная, д.21/1 что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
3 декабря 2021 года Ядреева Ю.И. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под принадлежащим ей домом.
29 декабря 2021 года Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска Ядреевой Ю.И. отказано в предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линиям градостроительного регулирования (красным линиям), расположен в зоне затопления, в пределах береговой полосы.
Отказывая в удовлетворении административного иска Ядреевой Ю.И, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Вместе с тем, судебными инстанциями не учтено следующее.
Из содержания пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Под "красными линиями" понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как установлено судами, красные линии в районе испрашиваемого Ядреевой Ю.И. земельного участка установлены распоряжением первого заместителя главы городского округа "город Якутск" от 21 октября 2013 года N 319/1 "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 150, 151, 152 улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций города Якутска" с последующими изменениями, распоряжением Окружной администрации города Якутска от 21 ноября 2016 года N1959 р "Об утверждении проекта планировки и межевания территории микрорайона "Марха".
Согласно выводам нижестоящих судебных инстанций, из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 14 декабря 2021 года N 07-072738 усматривается, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Между тем, из имеющихся в деле сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а именно - приложенных черно-белых графических чертежей фрагмента генерального плана, территориальных зон ПЗЗ, территории с особыми условиями использования, проекта межевания территории микрорайона "Марха" городского округа "город Якутск" и других материалов административного дела не следует однозначный вывод о прохождении через территорию спорного земельного участка красных линий, в связи с чем, вопреки выводам судов, имеющиеся в материалах дела доказательства не подтверждают доводы административного ответчика о наличии ограничения по линии градостроительного регулирования и несоответствии проекту межевания.
Кроме того, в материалах административного дела не имеется достоверных доказательств нахождения истребуемого участка в зоне затопления, в пределах береговой полосы, не установлено нахождение водного объекта в непосредственной близости к испрашиваемому земельному участку. Судом данные обстоятельства не проверены, равно как не установлены обстоятельства первоначального отвода земельного участка под строительство жилого дома по адресу: г.Якутск, микрорайон Марха, ул.Лесная, д.21/1.
Согласно пункту 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 данного кодекса), решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из этого исходит и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", разъясняя, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данные законоположения, разъяснения Постановления Пленума ВС РФ судами при рассмотрении настоящего дела учтены не были.
Судами не установлены юридически значимые для рассмотрения данного дела обстоятельства, неверно применены нормы материального права, не дана правовая оценка основаниям, изложенным в оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка.
Такой подход привел к вынесению судебного решения, не соответствующего задачам и смыслу административного судопроизводства, установленных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушения, допущенные при вынесении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение является существенным и непреодолимым и может быть исправлено только посредством отмены судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.