Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска, Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, заинтересованного лица Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Баттаховой В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2022 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения садоводства.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Парфенова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N-ДИЗО/22, возложении обязанности повторно рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ N о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду для ведения садоводства, в ответ на которое Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска отказал в согласовании предоставления земельного участка в связи с его расположением в границах лесного фонда.
С данным отказом она не согласна, считает его незаконным, поскольку земельный участок не относится к лесному фонду или городским лесам, расположен в территориальной зоне объектов сельскохозяйственного назначения (С-2А), регламент которой допускает его использование для ведения садоводства.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2022 года в удовлетворении административного иска Парфеновой Л.В. отказано.
Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок является лесным участком, поскольку расположен согласно Генеральному плану г. Якутска в функциональной зоне - лесохозяйственная часть зеленой зоны, согласно ответу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2022 года - в границах земель лесного фонда Якутского лесничества, в квартале 115 городского участкового лесничества, поэтому в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивается в обороте и не может быть предоставлен в аренду для ведения садоводства в связи с тем, что данный вид разрешенного использования в нарушение видов использования лесных участков допускает вырубку лесных насаждений и возведение капитальных строений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2022 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N-ДИЗО/22 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для ведения садоводства признан незаконным, на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно в установленные сроки и порядке рассмотреть заявление Парфеновой Л.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
14 октября 2022 года представителем административных ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска, заинтересованного лица Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Баттаховой В.А. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 27 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2022 года и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований Парфеновой Л.В.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые подтверждают расположение испрашиваемого административным истцом земельного участка в лесном массиве.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции такие нарушения допущены.
Разрешая настоящее дело по существу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого Парфеновой Л.В. решения, исходя из того, что испрашиваемый к предоставлению земельный участок расположен в территориальной зоне С-2А - зона объектов сельскохозяйственного назначения (садоводства, личных подсобных хозяйств, саылыков, огородов и пр. с правом возведения строений и используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур), в которой садоводство отнесено к виду разрешенного использования, а принадлежность земельного участка к землям лесного фонда городского округа "город Якутск" соответствующими доказательствами не подтверждено.
Между тем данные выводы нельзя признать обоснованными, судом апелляционной инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Действительно согласно карте территориальных зон в составе Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", принятых решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N РЯГД-5-9, испрашиваемый Парфеновой Л.В. к предоставлению земельный участок расположен в территориальной зоне объектов сельскохозяйственного назначения (С-2А).
В соответствии с пунктом 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах относятся земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В тоже время, как следует из информации, предоставленной Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель Якутского лесничества, в квартале 115 городского участкового лесничества.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством.
Согласно положениям статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться на землях лесного фонда и на землях, не относящихся к землям лесного фонда. К таким относятся леса расположенные на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
Статьей 122 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса (часть 1).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2).
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Виды использования лесов определены в статье 25 Лесного Кодекса Российской Федерации, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, установлены Приказом Минприроды России от 5 августа 2020 года N 564.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств (часть 1).
Лесничества создаются, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (часть 2).
Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 3).
Обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса (часть 4).
Несмотря на наличие информации, предоставленной Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), о расположении спорного земельного участка в составе Якутского городского лесничества, суд апелляционной инстанции не принял мер к проверке данных сведений с целью установления, решением какого органа создано лесничество, не выяснил вопрос о границах лесничества и нахождении испрашиваемого земельного участка в границах лесничества с учетом графического описания местоположения указанных границ.
В материалах дела отсутствуют выписки из государственного лесного реестра и единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие информацию Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Так, согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (часть 1).
В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (часть 2).
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ лесничеств.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не поставлен на обсуждение вопрос об их проверке, не выявлены и не истребованы необходимые для правильного рассмотрения дела доказательства.
Частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 8 статьи 226).
Вопреки приведенному законоположению суд апелляционной инстанции меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств административного дела, их всестороннего исследования не принял, не проверил по существу законность и обоснованность оспариваемого решения.
Тем самым судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, повлиявшее на исход административного дела, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2022 года подлежит отмене с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции следует, принимая во внимание изложенное выше, разрешить административное дело в соответствии с установленными по нему обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2022 года отменить.
Административное дело направить в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.