Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, кассационное представление прокурора Сахалинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению АО "Корсаковский морской торговый порт" к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании приказа недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения представителей Региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В, Чекрышева Д.В. поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей АО "Корсаковский морской торговый порт" Соколовой Ю.А, Чупахиной В.Н. относительно доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Потаповой Е.Н, полагавшей, что оспариваемое судебное постановление является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель АО "Корсаковский морской торговый порт" обратился в Сахалинский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просил признать недействующими пункт 1(2) приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области) от 26 февраля 2021 года N 6 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые акционерным обществом "Корсаковский морской торговый порт" в редакции приказа РЭК Сахалинской области от 19 января 2022 года N 7 и пункт 1.2 Правил применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО "Корсаковский морской торговый порт", являющихся приложением 2 к приказу от 26 февраля 2021 года N 6, в редакции приказа РЭК Сахалинской области от 3 декабря 2021 года N 46 как противоречащих приказу Федеральной службы по тарифам России от 24 июня 2009 года N 135-т/1 "Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения)" и постановлению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".
Решением Сахалинского областного суда от 22 апреля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года решение Сахалинского областного суда от 22 апреля 2022 года отменено, по административному делу принято новое решение, которым признаны недействующими со дня вынесения апелляционного определения пункт 1(2) приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26 февраля 2021 года N 6 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые акционерным обществом "Корсаковский морской торговый порт" и пункт 1.2 приложения 2 к указанному приказу "Правила применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО "Корсаковский морской торговый порт". На региональную энергетическую комиссию Сахалинской области возложена обязанность опубликовать сообщение о данном решении на официальном сайте региональной энергетической комиссии Сахалинской области и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
28 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, поданная через Сахалинский областной суд 18 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года и оставлении в силе решения Сахалинского областного суда от 22 апреля 2022 года со ссылкой на то, что возможность определения периода действия тарифов нормативными правовыми актами не предусмотрена, в данной сфере отсутствует правовое регулирование на федеральном уровне, в связи с чем РЭК Сахалинской области вариативно определяет сроки действия тарифов, руководствуется аналогичными подходами при определении срока действия тарифов, федеральный регулятор руководствуется необходимостью обеспечения экономической обоснованности тарифов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2022 года кассационная жалоба Региональной энергетической комиссии Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
21 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационное представление прокурора Сахалинской области, поданное через Сахалинский областной суд 14 ноября 2022 года, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года и оставлении в силе решения Сахалинского областного суда от 22 апреля 2022 года на основании нарушения судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2022 года кассационная жалоба Региональной энергетической комиссии Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2022 года кассационное представление прокурора Сахалинской области передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
30 декабря 2022 года от прокурора Сахалинской области поступило заявление об отзыве кассационного представления.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 321 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если поступила просьба об отзыве кассационных жалобы, представления.
Исходя из указанных норм, кассационное представление прокурора Сахалинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению АО "Корсаковский морской торговый порт" к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании приказа недействующим в части подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ).
Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. При этом ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, является только одним из методов регулирования.
В целях реализации метода ценового регулирования постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утверждены перечни услуг естественных монополий в морских портах, в речных портах, по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в транспортных терминалах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее - Перечень услуг, цены на которые регулируются государством).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1923 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" внесены изменения в Перечень услуг, цены на которые регулируются государством; субъектам Российской Федерации предоставлено право регулировать тарифы на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
В отношении морских портов в полной мере продолжают применяться Закон о естественных монополиях, Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1285 и другие нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования субъектов естественных монополий.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в статье 4 Закона о естественных монополиях. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся в том числе услуги в транспортных терминалах, портах, а также услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 13 июля 2020 года N 643/20 к морским портам, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отнесены Корсаковский и Холмский морские торговые порты, которые относятся к субъектам естественной монополии в соответствии с положениями Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года N 293 утверждено Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - Положение), пунктом 6 которого предусмотрено, что органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Процедура рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), регламентирована приказом Федеральной службы по тарифам от 24 июня 2009 года N 135-т/1.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, акционерное общество "Корсаковский морской торговый порт" осуществляет деятельность в сфере оказания услуг в морском терминале, находящемся в порту Корсаков, в том числе услуг по перевалке грузов.
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим на территории Сахалинской области функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, в сфере регулирования цен (тарифов) организаций коммунального комплекса, а также цен (тарифов, надбавок, наценок и т.д.) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Комиссия является правопреемником присоединенного к ней управления цен Сахалинской области.
Приказом РЭК Сахалинской области от 26 февраля 2021 года N 6 установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые акционерным обществом "Корсаковский морской торговый порт" согласно приложению 1 к данному приказу (подпункт 1.1).
Этим же приказом установлены Правила применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО "Корсаковский морской торговый порт", согласно приложению 2 (подпункт 1.2).
Приказом РЭК Сахалинской области от 19 января 2022 года N 7 внесены изменения в приказ от 26 февраля 2021 года N 6, который дополнен пунктом 1(2) следующего содержания: "1(2). Тарифы, установленные подпунктом 1.1, действуют по 31 декабря 2022 года".
Приказом РЭК Сахалинской области от 3 декабря 2021 года N 46 в приложении 2 пункт 1.2 изложен в следующей редакции: "1.2. Тарифы действуют по 31 декабря 2022 года".
Полагая, что действия органа регулирования в части установления срока действия тарифов на услуги по перевалке грузов незаконны, АО "Корсаковский морской торговый порт" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска АО "Корсаковский морской торговый порт", суд первой инстанции, установив, что нормативные правовые акты, устанавливающие порядок расчета и методику установления тарифов на перевалку грузов, не приняты, пришел к выводу, что данное обстоятельство не препятствует осуществлению РЭК Сахалинской области регуляторных полномочий и не исключает возможности определения ею срока действия установленных тарифов, поскольку действующее законодательство не содержит такого запрета, следовательно, нормативный правовой акт в оспариваемой административным истцом части не вступает в противоречие с иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Отменяя решение Сахалинского областного суда и принимая решение о признании недействующими со дня вынесения апелляционного определения пункта 1(2) приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26 февраля 2021 года N 6 "Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые акционерным обществом "Корсаковский морской торговый порт" и пункта 1.2 приложения 2 к данному приказу "Правила применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО "Корсаковский морской торговый порт", судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, исходили из того, что действия РЭК Сахалинской области по установлению сроков действия тарифов приводит к нарушению единообразия в регулировании субъектов естественных монополий в Сахалинской области, поскольку обращаясь с заявлением об установлении тарифов, субъект естественных монополий, в том числе административный истец, не может предполагать, на какой срок ему будет установлен тариф, в то время как он должен иметь возможность прогнозировать свои действия, предвидеть неблагоприятные последствия, свою ответственность.
Кассационный суд с выводами суда апелляционной инстанции соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Выводы апелляционного суда не противоречат нормативным правовым актам, регламентирующим государственное регулирование тарифов в сфере услуг по перевалке грузов, положениям Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Положению о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах N 293 от 23 апреля 2008 года, а также Гражданскому кодексу Российской Федерациии, и являются правильными.
Доводы кассационной жалобы о том, что возможность определения периода действия тарифов нормативными правовыми актами не предусмотрена, в данной сфере отсутствует правовое регулирование на федеральном уровне, в связи с чем РЭК Сахалинской области правомерно определяет сроки действия тарифов вариативно, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и подлежат отклонению. В ходе рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции указанным доводам административного ответчика дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой кассационный суд оснований не усматривает.
Само по себе несогласие регулирующего органа с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, - без удовлетворения.
Кассационное представление прокурора Сахалинской области оставить без рассмотрения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.