Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на решение Суда Еврейской автономной области от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года, принятые по административному делу N 3а-71/2021, по административному иску акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" об оспаривании отдельных положений приказов комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23 декабря 2020 года N 44/1-П, от 25 декабря 2020 года N46-3-П.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" Пожидаевой Т.А, представителей Департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области Шлыковой Г.Ф, Журбеновой Н.А, представителя акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" филиала АО "ДРСК" "Электрические сети Еврейской автономной области" Никишиной Н.Л, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25 декабря 2017 года N 45/1-П, опубликованным в сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" http://npa79.eao.ru, 29 декабря 2017 года, установлены долгосрочные параметры регулирования для АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на территории Еврейской автономной области на 2018 - 2022 годы".
Приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23 декабря 2020 года N 44/1-П "О внесении изменений в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25 декабря 2017 года N 45/1-П "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на территории Еврейской автономной области на 2018 - 2022 годы", (опубликованным 24 декабря 2020 года на официальном интернет-портале органов государственной власти ЕАО: http://NPA79.EAO.RU, ) приложение N 2 изложено в новой редакции.
Названным приложением N 2 определена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на территории Еврейской автономной области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в размере: на 2018 год - 1 443 849, 02 тыс. рублей, на 2019 год - 1 479 305, 47 тыс. рублей, 2020 год - 1 618 290, 70 тыс. рублей, на 2021 год - 1 580 000, 00 тыс. рублей, на 2022 год - 1 605 857, 54 тыс. рублей.
Приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25 декабря 2020 года N 46/3-П "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2021 год", утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2021 год согласно приложению.
Приложением к названному приказу с разбивкой по полугодиям утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области, поставляемой прочим потребителям на 2021 год.
Пунктом 1 Таблицы 1 приложения к Приказу комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области N 46/3-П филиалу АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" "Электрические сети Еврейской автономной области" установлены: НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в размере 1 580 000, 00 тыс.рублей, учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение, в размере 116 070, 82 тыс.рублей, величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) - 125, 665 млн. кВт/ч.
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее также - АО "ДГК", Общество) обратилось в суд Еврейской автономной области с административным иском, в котором с учетом уточнений просило признать не действующими со дня принятия:
приложение N 2 к Приказу комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23 декабря 2020 года N 44/1-П "О внесении изменений в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25 декабря 2017 года N 45/1-П "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на территории Еврейской автономной области на 2018 - 2022 годы" в части корректировки необходимой валовой выручки АО "ДРСК" на 2021 год в сумме 1 580 000, 00 тыс. рублей;
пункт 1 Таблицы 1 приложения к Приказу комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25 декабря 2020 года N 46/3-П "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2021 год" в части установления филиалу АО "ДРСК" "Электрические сети Еврейской автономной области (далее - "ЭС ЕАО") необходимой валовой выручки без учёта оплаты потерь, учтённой при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Еврейской автономной области, в размере 1 580 000 тыс. рублей; возложить на департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий в оспариваемой части приказы комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области.
В обоснование иска указано, что Общество является территориальной сетевой организацией на территории Еврейской автономной области, оказывающее услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства. Административным истцом по филиалу АО "ДРСК" "ЭС ЕАО" для включения в тариф заявлены расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для недостатка средств, в Департамент была предоставлена вся необходимая отчетность. Однако при издании оспариваемых приказов заявленные суммы по уплате процентов за кредиты за 2019 год в размере 80 426, 64 рублей, а также плановые расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 89 099, 40 рублей были исключены в полном объеме без надлежащего обоснования.
Считают, что вышеуказанные приказы приняты с нарушением статей 6, 20, 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", противоречат пунктам 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, пункту 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, пунктам 9, 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 N98-э (далее -Методические указания N98э. Оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы Общества, поскольку применение оспариваемого норматива влечет убытки, а иных источников финансирования своей деятельности Общество не имеет.
Решением Суда Еврейской автономной области от 29 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
28 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания", поданная через Суд Еврейской автономной области 28 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе Общество указывает, что судебные акты вынесены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права. Административным ответчиком не проверен и не представлен анализ заключенных административным истцом кредитных договоров и договоров займа, из которых можно сделать вывод о целесообразности привлечения заемных средств; факт несения этих расходов подтверждается бухгалтерской и статистической отчетностью. Кроме того, полагают, что ответчик при необходимости мог запросить дополнительные документы у Общества, в том числе кредитные договоры.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2022 года кассационная жалоба акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица и заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно Положению о комитете тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 16 июля 2013 года N 321-пп, комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории области (пункт 1).
Наименование комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области изменено на департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, в приведенное выше Положение внесены соответствующие в указанной части изменения.
Как следует из материалов дела АО "ДРСК" является территориальной сетевой организацией на территории Еврейской автономной области, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
28 апреля 2020 года АО "ДРСК" обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении (корректировке) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и НВВ по филиалу АО "ДРСК" "ЭС ЕАО" на долгосрочный период регулирования 2021 - 2022 годы, рассмотрев которое комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области методом долгосрочной индексации рассчитал на 2021 год филиалу АО "ДРСК" "ЭС ЕАО" размер НВВ и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2021 год, издав оспариваемые приказы от 23 декабря 2020 344/1-П, от 25 декабря 2020 N46-П.
Рассматривая административные исковые требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые приказы от 23 декабря 2020 344/1-П, от 25 декабря 2020 N46-П приняты Комитетом в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме, размещены на официальном интернет - портале органов государственной власти Еврейской автономной области: http://NPA79.EAO.RU 24 декабря 2020 года и 28 декабря 2020 года соответственно, то есть оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, к процедуре принятия и порядку опубликования, и по таким основаниям административным истцом не оспариваются.
Оспаривая указанные приказы, Общество выражает несогласие с не включением органом регулирования в состав НВВ АО "ДРСК" "ЭС ЕАО" на 2021 год процентов за обслуживание заемных средств по договорам займа, подлежащих уплате в 2019 году - в размере 80 424, 64 тыс. рублей, плановых расходов на оплату процентов по кредитам на 2021 год - 89 099, 40 рублей.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемые приказы не противоречат имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
При этом суды пришли к выводу о правомерности отказа во включении в состав НВВ на 2021 год заявленных предприятием расходов в размере 169 526, 04 тыс. рублей, поскольку представленными в тарифный орган документами экономическая обоснованность заявленных Обществом расходов на обслуживание заемных средств за 2019 год, а также прогнозных расходов на оплату процентов по кредитам на 2021 год не подтверждена, а содержание представленных документов не позволяло департаменту тарифов и цен правительства Еврейской автономной области отнести направление заемных (кредитных) средств именно на деятельность филиала АО "ДРСК" "ЭС ЕАО", в том числе на конкретные цели, связанные с производственной деятельностью.
Учитывая, что материалами дела подтверждается осуществление деятельности истцом в 2019 году с прибылью, в условиях недоказанности отнесения заявленных расходов на осуществление регулируемой деятельности, суд согласился с позицией ответчика, о том, что недостаток денежных средств в указанный период для Общества не являлся очевидным.
Оснований не согласиться с данными выводами нижестоящих судов у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе на основании такого долгосрочного параметра регулирования, как базовый уровень подконтрольных расходов.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования (пункт 37 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.
Данное нормативное регулирование направлено на формирование надлежащего механизма ценообразования в сфере электроэнергетики, обеспечивающего баланс экономических интересов сетевых организаций и интересов потребителей.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункт 17 Основ).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: расходы на топливо; расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2020 года N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года N 442; расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда и страховые взносы; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; прочие расходы (пункт 18 Основ ценообразования).
Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов: капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство; другие расходы из прибыли после уплаты налогов; взносы в уставные (складочные) капиталы организаций; прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (пункт 19 Основ ценообразования).
Таким образом, в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала). При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Как следует из материалов дела в период с 2011 по 2017 годы в отношении АО "ДРСК" применялся метод доходности инвестированного капитала. В последующем периоде в отношении предприятия органом регулирования применен метод долгосрочной индексации, долгосрочным периодом определены 2018-2011 годы.
Расходы Общества на исполнение обязательств по заключенным в период 2011-2013 гг. кредитных договоров, средства от которых были привлечены для осуществления регулируемого вида деятельности, были учтены органом регулирования в составе НВВ филиала, рассчитанной в предыдущих долгосрочных периодах регулирования, включая проценты для погашения заемных средств.
При переходе на метод долгосрочной индексации НВВ орган регулирования произвел расчет размера сглаживания, составившего на ДД.ММ.ГГГГ 215 083, 06 тыс. рублей, который затем возвращался Обществу в расчете тарифа на 2018 год в размере 86 617, 59 тыс. рублей, в 2019 году в размере 1 890, 43 тыс. рублей, в 2020 году в размере 98 014, 52 тыс. рублей, в 2021 году в размере 46 934, 46 тыс. рублей.
АО "ДРСК" в составе расходов, подлежащих включению в НВВ при корректировке, заявило расходы из прибыли на оплату процентов за кредит в размере 169 526, 04 тыс. рублей, из которых 80 424, 64 тыс. рублей расходы, понесенные в 2019 году, и 89099, 40 тыс. рублей в качестве плановых на 2021 год.
С учетом проведенной экспертизы по корректировке необходимой валовой выручки на 2021 год регулирующим органом указанные расходы исключены из расчетов по причине непрозрачности и необоснованности механизма распределения кредитных средств и обязанности по их возврату, а также отсутствие потребности в привлечении кредитов на покрытие недостатка средств в 2019 году в связи с наличием прибыли.
В силу пункта 17 Правил государственного регулирования обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. К числу обосновывающих материалов отнесен расчёт расходов и НВВ от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Из материалов дела следует, что к заявлению об установлении (корректировке) тарифов на 2021 год АО "ДРСК" в обоснование затрат на уплату процентов за обслуживание заемных средств были представлены кредитные договоры, имеющие следующие целевые назначения: для финансирования финансово-хозяйственной деятельности на определенный срок; для погашения текущей задолженности по договорам займа; для погашения текущей задолженности по кредитному соглашению об открытии кредитной линии; рефинансирование действующих кредитов, финансирование финансово- хозяйственной деятельности. При этом, большая часть из указанных договоров, являющихся на 2019 год действующими, заключена в целях рефинансирования предыдущих кредитных договоров. Кроме того, административным истцом были представлены реестры платёжных поручений, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность филиала по предыдущим договорам.
Исследовав указанные документы, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что содержание представленных документов объективно не позволило органу регулирования произвести расчет экономически обоснованных расходов предприятия по статье "Расходы по уплате процентов за кредит", относящихся в соответствии с абзацем вторым пункта 7 Основ ценообразования к числу экономически обоснованных, поскольку предложенный Обществом расчет не отвечал принципу обязательного раздельного учета доходов и расходов, в составе обосновывающих документов не были представлены кредитные первичные договоры (первичные), заключенные в 2011-2013 годы, а содержание представленных договоров не позволило соотнести отнесение заемных средств непосредственно для осуществления регулируемой деятельности предприятия, поскольку не имели сведений о целевом назначении привлеченных средств.
Расходы на возврат и обслуживание заемных средств, целевое назначение которых не связано с их использованием в осуществлении регулируемого вида деятельности, к числу которых относятся заемные средства (и проценты по ним), направленные на погашение существующих у предприятия кредитов (займов), не могут быть отнесены к числу таких экономически обоснованных расходов, поскольку средства от первоначальных кредитов (займов), включая проценты за пользование денежными средствами, уже были учтены в составе НВВ организации, в том числе в предыдущих периодах регулирования, и, следовательно, уже были включены в тариф.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы о том, что орган регулирования должен был сам запросить у Общества недостающие для подтверждения экономической обоснованности представленного расчета документы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены как основанные на ошибочном толковании истцом норм материального права, поскольку в силу пункта 17 Правил государственного регулирования обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена именно на организации, осуществляющие регулируемую деятельность.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, не содержат указания на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами, ей в оспариваемых судебных постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения по делу не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Суда Еврейской автономной области от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.