Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кубашева Руслана Казымовича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кубашева Р.К. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кубашев Р.К. обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика по нарушению условий содержания в исправительном учреждении; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 40 000 руб.
Определением суда от 14 марта 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Хабаровскому краю, в качестве административного ответчика - ФСИН России.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 29 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Кубашева Р.К. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 июня 2022 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 29 марта 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Кубашева Р.К. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России удовлетворено. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по обеспечению административного истца в камере его отбывания горячей водой, не отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кубашева Р.К. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей.
29 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Кубашева Р.К, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 29 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об изменении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 июня 2022 года в части суммы компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении со ссылкой на то, что суд апелляционной инстанции не учел характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 августа 2022 года кассационная жалоба Кубашева Р.К. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Из содержания пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кубашев Р.К. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
С 7 октября 2021 года в камеры и душевые ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления ООО "Шелтэк".
В связи с жалобами осужденных на качество подаваемой горячей воды подача ее в душевые была прекращена 25 января 2022 года, в камеры вода продолжала подаваться, а помывка осужденных в душевых осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа.
24 февраля 2022 года произведена лабораторная проверка качества воды, которая выявилаи превышение допустимых параметров содержания железа более чем в 10 раз, мутности в 10 раз (акт N 2.714 от 24 февраля 2022 года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае").
28 февраля 2022 года руководством учреждения принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью.
Полагая, что подачей в камеру его содержания горячей воды ненадлежащего качества были нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, Кубашев Р.К. обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Кубашеву Р.К, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств несоответствия подаваемой в камеру содержания административного истца Кубашева Р.К. горячей воды нормам СанПиН.
Удовлетворяя административный иск Кубашева Р.К, апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, руководствуясь статьями 218, 227.1 КАС РФ, статьями 10, 101 УИК РФ, пунктами 20.1, 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-дсп, пунктами 19.2.1, 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, пунктом 10 статьи 2, пунктом 3 статьи 1, пунктом 27 статьи 2, частью 4 статьи 1, пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", частью 2 статьи 1, статьей 2, частью 8, 9 статьи 29, пунктом 11 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, исходил из того, что несоответствие качества горячей воды, подаваемой в камеры, где содержатся осужденные, санитарным требованиям подтверждается протоколом лабораторных испытаний горячей воды N 2.714 от 24 февраля 2022 года и является нарушением условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем в пользу административного истца подлежит взысканию соответствующая компенсация.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что размер присужденной административному истцу компенсации за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении не соответствует принципам разумности и справедливости, при определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания судом учтены характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, его последствия, принцип разумности и справедливости соблюден, выводы суда относительно размера компенсации должным образом мотивированы. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Само по себе несогласие административного ответчика с выводами суда апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кубашева Р.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.