Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ТСЖ "Дуэт Плюс" на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 2 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района к администрации г.Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения представителя ТСЖ "Дуэт Плюс" - Щукиной А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Царевой М.Г, представителя администрации г.Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска - Никитина К.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района обратился в Индустриальный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просил обязать администрацию г.Хабаровска в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение технической инвентаризации и паспортизации проезда общего пользования от перекрестка улиц Морозова П.Л. - Кубяка до пер.Зейский, расположенного параллельно ул.Морозова П.Л. вдоль домов N 97 и 97/1 по ул.Морозова П.Л. в г.Хабаровске; в течение трех месяцев со дня изготовления документации подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию, необходимые для принятия на учет бесхозяйного объекта - проезда общего пользования от перекрестка улиц Морозова П.Л. - Кубяка до пер.Зейский, расположенного параллельно ул.Морозова П.Л. вдоль домов N 97 и 97/1 по ул.Морозова П.Л. в г.Хабаровске; в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества - линии наружного освещения, состоящей из 9 опор, расположенной в районе проезда общего пользования от перекрестка улиц Морозова П.Л. - Кубяка до пер.Зейский (который расположен параллельно ул.Морозова П.Л. вдоль МКД N 97 и 97/1 по ул. П.Л.Морозова в г.Хабаровске), предназначенной для освещения данного проезда; в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать автомобильную дорогу общего пользования от перекрестка улиц Морозова П.Л. - Кубяка до ул.Сысоева г.Хабаровска, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 27:23:000000:1222, наружным освещением в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" от 2 августа 1995 года.
Определениями Индустриального районного суда г.Хабаровска от 20 августа 2021 года и от 11 октября 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, в качестве заинтересованного лица привлечено ТСЖ "Дуэт Плюс".
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 2 декабря 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены частично, судом постановлено возложить на администрацию города Хабаровска обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества - линии наружного освещения, состоящей из 9 опор, расположенной в районе проезда общего пользования от перекрестка улиц Морозова П.Л. - Кубяка до переулка Зейского (проезд находится параллельно ул. Морозова П.Л, вдоль многоквартирных жилых домов N 97 и 97/1 по ул.Морозова П.Л.); в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать автомобильную дорогу общего пользования от перекрестка улиц Морозова П.Л. - Кубяка до улицы Сысоева г.Хабаровска, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 26:23:000000:1222, наружным освещением в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" от 8 августа 1995 года. В удовлетворении остальной части административных исковых требований и требований к управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 2 декабря 2021 года оставлено без изменения. Абзац 4 резолютивной части изложен в следующей редакции : "-в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать автомобильную дорогу общего пользования от перекрестка улиц Морозова П.Л. - Кубяка до улицы Сысоева г.Хабаровска, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 27:23:000000:1222, наружным освещением в соответствии с требованиями СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", утвержденного приказом Минстроя России от 07 ноября 2016 года N 777/пр".
5 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба заинтересованного лица ТСЖ "Дуэт Плюс", поданная через Индустриальный районный суд г.Хабаровска 14 июля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении требований прокурора Индустриального района г.Хабаровска о понуждении администрации г.Хабаровска в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение технической инвентаризации и паспортизации проезда общего пользования от перекрестка улиц Морозова П.Л. - Кубяка по пер.Зейский, расположенного параллельно ул.Морозова П.Л. вдоль домов N 97 и 97/1 по ул.Морозова П.Л. в г.Хабаровске; в течение трех месяцев со дня изготовления документации подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию, необходимые для принятия на учет бесхозяйного объекта - проезда общего пользования от перекрестка улиц Морозова П.Л. - Кубяка до пер.Зейский, расположенного параллельно ул.Морозова П.Л. вдоль домов N 97 и 97/1 по ул.Морозова П.Л. в г.Хабаровске.
В обоснование кассационный жалобы представитель заинтересованного лица указал, что непринятие администрацией г.Хабаровска мер к государственной регистрации права муниципальной собственности на дорогу нарушает интересы муниципального образования, является препятствием к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог и приведению в надлежащее состояние. Мотивированный отказ в удовлетворении требования прокурора об обращении с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества судом в решении суда не содержится. Отказ в удовлетворении требований прокурора в этой части нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся спорной автомобильной дорогой общего пользования, и создает правовую неопределенность в том, кто является ответственным за содержание дороги.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 августа 2022 года кассационная жалоба ТСЖ "Дуэт Плюс" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив возражения и.о. прокурора Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с требованиями пункта 19 части 1, части 3 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Дорожная деятельность, согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ "Дуэт Плюс" обратилось в прокуратуру г.Хабаровска с жалобой на действия (бездействие) муниципального образования, связанного с освещением внутриквартального проезда вдоль многоквартирных домов N 97 и N 97/1 по ул.Морозова П.Л. в г.Хабаровске и отказом принять в муниципальную собственность сети освещения.
Судами также установлено, что при планировке территории предусмотрен заезд к домам N 97 и N 97/1 и иным строящимся в данном квартале жилым домам по ул.Морозова П.Л, который начинается от перекрестка улиц Морозова П.Л. и Кубяка и переходит в проезд, расположенный параллельно ул.Морозова П.Л.
В соответствии с рабочей документацией наружного освещения данного района города N 734, выполненной ФГУП ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России, предусмотрено наружное освещение указанного выше проезда, состоящее из девяти опор с лампами освещения.
Согласно сообщению ФГУП "ГВСУ N 6" от 28 октября 2021 года N 11/305, сети наружного освещения по объекту "Жилой комплекс по ул.Кубяка - ул.П.Л.Морозова в Индустриальном районе г.Хабаровска" технически исправны и находятся в работоспособном состоянии. В районе ул.Кубяка - ул.П.Л.Морозова ФГУП "ГВСУ N 6" в настоящее время принадлежат только наружные инженерные сети, относящиеся к объекту незавершенного строительства "Жилой дом N 23 по ул.П.Л.Морозова в Индустриальном районе г.Хабаровска", внутриквартальных наружные сети инженерно-технического обеспечения, относящихся к жилому дому по адресу ул.Морозова П.Л, 97, на балансе ФГУП "ГВСУ N 6" не находятся, наружное освещение проезда фактически отсутствует, линии наружного освещения не функционируют.
Разрешая настоящий спор и частично удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, руководствуясь статьями 220, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьями 3, 5, 6, 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 1.1 Свода правил "СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение" СП 52.1330, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 года N 777/пр, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, исходил из того, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта.
Спорные линии электропередач предназначены для наружного освещения проезда общего пользования, а отсутствие собственника данного объекта является причиной неподключения линий к электросети и отсутствия освещения, что создает угрозу жизни, здоровья и безопасности неограниченного круга лиц.
При этом судебные инстанции, установив, что в настоящее время в данном районе города ведется строительство иных жилых домов, в том числе строительство жилого дома N 25 по ул.Морозова П.Л, детской медицинской поликлиники, пришли к выводу о том, что спорный автомобильный проезд расположен в границах территории, которая подлежит развитию, после окончания асфальтового покрытия дорога не оканчивается, на близлежащей территории ведется строительство социально-значимых объектов, в связи с чем требования прокурора Индустриального района г.Хабаровска об обязании проведения паспортизации и технической инвентаризации проезда общего пользования и дальнейшего принятия его на учет в качестве бесхозяйной вещи являются преждевременными.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы о том, что непринятие администрацией г.Хабаровска мер к государственной регистрации права муниципальной собственности на дорогу нарушает интересы муниципального образования, является препятствием к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог и приведению в надлежащее состояние; мотивированный отказ в удовлетворении требования прокурора об обращении с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества судом в решении суда не содержится, а отказ в удовлетворении требований прокурора в этой части нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся спорной автомобильной дорогой общего пользования, и создает правовую неопределенность в том, кто является ответственным за содержание дороги, - не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных постановлений. По существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию заинтересованного лица, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и обоснованно отклоненную.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, в связи с чем принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 2 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "Дуэт Плюс" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.