Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО28 Владимира Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО29 В.Н. к администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области о признании нормативного правового акта недействующим.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, заключение прокурора Нишоновой Ф.А, полагавшей постановленное апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО30 В.Н. обратился в Корсаковский городской суд Сахалинской области с вышеназванным исковым заявлением, просил признать не действующим с даты принятия постановление администрации Корсаковского городского округа от 16 февраля 2021 года N 207 "О внесении изменений в постановление мэра Корсаковского городского округа от 7 июля 2014 года N1084 "Об общественном совете при администрации Корсаковского городского округа".
Определениями от 13 января 2022 года и 18 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Общественный совет при администрации Корсаковского городского округа и религиозная организация "Свято-Покровский мужской монастырь города Корсакова, Сахалинской области, Южно-Сахалинской и Курильской Епархии Русской Православной Церкви" (Московский Патриархат).
Решением Корсаковского городского суда от 2 марта 2022 года административное исковое заявление ФИО31 В.Н. удовлетворено. Признано не соответствующим действующему законодательству и недействующим со дня его принятия постановление администрации Корсаковского городского округа N 207 от 16 февраля 2021 года "О внесении изменений в постановление мэра Корсаковского городского округа от 7 июля 2014 года N 1084 "Об Общественном совете при администрации Корсаковского городского округа". На администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность восстановить ФИО32 В.Н. в действующем составе Общественного совета при администрации Корсаковского городского округа на 2019-2022 год. Постановлено после вступления решения в законную силу направить его копию в редакцию газеты "Восход" для опубликования сообщения о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 июня 2022 года принят отказ ФИО33 Владимира Николаевича от административного искового заявления в части требований о признании недействующим абзаца третьего пункта 1.2 постановления администрации Корсаковского городского округа от 16 февраля 2021 года N 207 и восстановления его в действующем составе Общественного совета при администрации Корсаковского городского округа на 2019-2022 годы. Решение Корсаковского городского суда от 2 марта 2022 года в указанной части отменено, производство по делу прекращено. Это же решение изменено, признаны не действующими пункт 1.1 и абзац второй пункта 1.2 постановления администрации Корсаковского городского округа от 16 февраля 2021 года N 207 с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение Корсаковского городского суда оставлено без изменения.
2 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО34 В.Н, поданная через Корсаковский городской суд Сахалинской области 16 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 июня 2022 года в измененной части и признать не действующими пункт 1.1 и абзац второй пункта 1.2 постановления администрации Корсаковского городского округа от 16 февраля 2021 года N 207 со дня его принятия, с 16 февраля 2021 года.
В обоснование кассационной жалобы административный истец указал, что оспариваемое судебное постановление нарушило его право на участие в общественной жизни Корсаковского городского округа в действующем составе общественного Совета при администрации Корсаковского городского округа до истечения его полномочий в 2022 году. Нормативный правовой акт был принят с нарушением полномочий органа, поскольку в компетенцию администрации Корсаковского городского округа не входит издание и изменение нормативно-правовых актов. Постановление администрации Корсаковского городского округа от 16 февраля 2021 года N 207 подписано исполняющим обязанности мэра Корсаковского городского округа и в отсутствии законно избранного главы муниципального образования. Апелляционная коллегия не приняла во внимание тот факт, что после решения Корсаковского городского суда от 2 марта 2022 года о восстановлении истца в действующем составе Общественного совета ФИО35 В.Н. принимал участие во всех заседаниях Общественного совета состава 2019-2022 годов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2022 года кассационная жалоба ФИО36 В.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились ФИО37 В.Н, представитель администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ).
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 23.06.2016 N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" предусмотрены основания прекращения и приостановления полномочий члена общественной палаты. Так, полномочия члена Общественной палаты прекращаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты, в случае: истечения срока его полномочий; подачи им заявления о выходе из состава Общественной палаты; неспособности его в течение длительного времени по состоянию здоровья участвовать в работе Общественной палаты; грубого нарушения им Кодекса этики - по решению не менее двух третей установленного числа членов Общественной палаты, принятому на заседании Общественной палаты; смерти члена Общественной палаты; систематического в соответствии с Регламентом Общественной палаты неучастия без уважительных причин в заседаниях Общественной палаты, работе ее органов; выявления обстоятельств, не совместимых в соответствии с частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона со статусом члена Общественной палаты; если по истечении тридцати дней со дня первого заседания Общественной палаты член Общественной палаты не выполнил требование, предусмотренное частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Полномочия члена Общественной палаты приостанавливаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты, в случае: предъявления ему в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления; назначения ему административного наказания в виде административного ареста; регистрации его в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти, кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), кандидата на замещение муниципальной должности, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (избирательного объединения).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением мэра Корсаковского городского округа от 7 июля 2014 года "Об Общественном совете при администрации Корсаковского городского округа" создан одноименный общественный совет и утверждено Положение об Общественном совете при администрации Корсаковского городского округа, целями создания которого является, в том числе, обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, обеспечение учета общественного мнения по вопросам экономического и социального развития городского округа.
В соответствии с п.8 Положения полномочия члена Общественного совета прекращаются в случае: истечения срока его полномочий; подачи им заявления о выходе из состава Общественного совета; вступления в законную силу вынесенного в отношении него обвинительного приговора суда; признания его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; грубого нарушения им Кодекса этики члена Общественного совета; назначения на должность, предусмотренную ч.4 ст.13 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"; смерти члена Общественного совета; на основании представления общественного объединения и иной негосударственной некоммерческой организации, выдвинувшей соответственную кандидатуру.
Постановлением администрации Корсаковского городского округа N 966 от 11 июня 2019 года утвержден персональный состав Общественного совета при администрации Корсаковского городского округа на 2019-2022 года, куда включен ФИО38 В.Н. (игумен Серафим), субъект выдвижения - религиозная организация "Свято-Покровский мужской монастырь города Корсакова, Сахалинской области, Южно-Сахалинской и Курильской Епархии Русской Православной церкви" (Московский Патриархат).
Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 16 февраля 2021 года N 207 "О внесении изменений в постановление мэра Корсаковского городского округа от 7 июля 2014 года N 1084 "Об общественном совете при администрации Корсаковского городского округа" внесены следующие изменения:
Пункт 8.1 Положения дополнен абзацем следующего содержания: "-на основании представления общественного объединения и иной негосударственной некоммерческой организации, выдвинувшей соответственно кандидатуру в состав Общественного совета" (пункт 1.1);
Раздел 8 Положения дополнен пунктами 8.2-8.3 следующего содержания:
"8.2. В случае досрочного прекращения полномочий члена Общественного совета, выдвинутого по предложению общественного объединения или иной негосударственной некоммерческой организации, вакантное место замещается по представлению той же негосударственной некоммерческой организации согласно пунктам 3.5-3.6 настоящего Положения на основании постановления администрации о внесении изменения в состав Общественного совета. Указанное постановление публикуется в газете "Восход" и размещается на официальном сайте Администрации в сети "Интернет".
8.3. В случае если в результате досрочного прекращения полномочий членов Общественного совета персональный состав Общественного совета стал меньше 6 членов, проводится дополнительный отбор в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения" (пункт 1.2.).
Постановление администрации Корсаковского городского округа от 16 февраля 2021 года N 207 "О внесении изменений в постановление мэра Корсаковского городского округа от 7 июля 2014 N1084 "Об общественном совете при администрации Корсаковского городского округа" официально опубликовано в газете "Восход" N7 от 18 февраля 2021 года.
1 декабря 2021 года в адрес мэра Корсаковского городского округа Ивашова А.В. поступило сообщение и.о. наместника монастыря, иеромонаха Алексия (Андреева) о том, что бывший игумен монастыря о.Серафим (ФИО39 В.Н.), ранее представлявший Свято-Покровский монастырь г.Корсакова в Общественном совете, решением Синода от 25 августа 2020 года снят с должности игумена монастыря. Также указано о том, что единогласным решением братия монастыря просит рассмотреть его кандидатуру для представления монастыря в Общественном совете при администрации Корсаковского городского округа.
Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 7 декабря 2021 года N 1944 внесены изменения в постановление администрации Корсаковского городского округа от 11 июня 2019 года N 966 "Об утверждении персонального состава Общественного совета при администрации Корсаковского городского округа на 2019-2022 года", которым ФИО40 В.Н. (игумен Серафим) исключен из персонального состава Общественного совета; в состав Общественного совета включен Андреев А.А. (иеромонах Алексий), исполняющий обязанности игумена Свято-Покровского мужского монастыря града Корсакова (субъект выдвижения религиозная организация "Свято-Покровский мужской монастырь города Корсакова, Сахалинской области, Южно-Сахалинской и Курильской Епархии Русской Православной Церкви").
Полагая, что постановление администрации Корсаковского городского округа от 16 февраля 2021 года N 207 "О внесении изменений в постановление мэра Корсаковского городского округа от 7 июля 2014 года N 1084 "Об общественном совете при администрации Корсаковского городского округа" противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает его права, ФИО41 В.Н. обратился в суд.
Удовлетворяя административное исковое заявление ФИО42 В.Н. и признавая оспариваемый нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 2, 3, 4 и 6 Федерального закона N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21 июля 2014 года, статьи 7 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьи 10 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации", исходил из того, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормативному правовому акту большей юридической силы, а постановление администрации Корсаковского городского округа от 16 февраля 2021 года N 207 издано в отсутствие соответствующих полномочий, поскольку, внесение изменений в Положение об Общественном совете относится к исключительной компетенции Общественного совета при администрации Корсаковского городского округа.
Изменяя решение суда первой инстанции в части определения времени прекращения действия оспариваемого постановления и признавая его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь разъяснениями пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" о том, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, реализацией постановления администрации Корсаковского городского суда от 16 февраля 2021 года N 207 явилась процедура формирования состава Общественного совета, в связи с чем пункт 1.1 и абзац второй пункта 1.2 указанного нормативного правового акта подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда не согласилась с выводом суда первой инстанции об отсутствии у администрации Корсаковского городского округа полномочий на принятие оспариваемого постановления и пришла к выводу о том, что нормативный правовой акт принят органом муниципального образования в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренных формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия, введения в действие оспариваемого нормативного правового акта и обнародования.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ФИО43 В.Н. о том, что оспариваемое судебное постановление нарушило его право на участие в общественной жизни Корсаковского городского округа до истечения его полномочий в 2022 году, что нормативный правовой акт был принят с нарушением полномочий органа, что после решения Корсаковского городского суда от 2 марта 2022 года он принимал участие во всех заседаниях Общественного совета, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в апелляционном определении.
Приведенные административным истцом мотивы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Само по себе несогласие ФИО44 В.Н. с выводами суда апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО45 В.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.