Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-41 УФСИН РОССИИ по Камчатскому краю на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Камчатского края к ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокуратуры Камчатского края, прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Камчатского края обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным исковым заявлением, просил возложить на ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 41" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Камчатскому краю обязанность обеспечить медицинскую часть N 1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России оборудованием и медикаментами: кабинет врача-фтизиатра - шкафом для лекарственных средств и препаратов, негатоскопом на 2 снимка, персональным компьютером с программным обеспечением, принтером; оториноларингологический кабинет - рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой "Зигле", сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеостомии с трахеостомическими трубками; стоматологический кабинет - автоматическим наружным дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом для снятия зубных отложений, ультрозвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов, противомикробными, антисептическими и лечебными препаратами для местного лечения заболеваний полости рта, препаратами для фторирования твердых тканей зубов, препаратами для местной анестезии; рентгеновский кабинет - аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой) в срок до 1 ноября 2022 года.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 июля 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года, дополнительным решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 мая 2022 года исковые требования заместителя прокурора Камчатского края удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 июня 2022 года, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года отменено в части удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Камчатского края о возложении на ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 41" ФСИН России обязанности в срок до 1 ноября 2022 года обеспечить медицинскую часть N 1 ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 41" ФСИН России следующим оборудованием:
- оториноларингологический кабинет - рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой "Зигле", сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеостомии с трахеостомическими трубками;
- стоматологический кабинет - ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф).
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Камчатского края в указанной части отказано. В остальной части решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года оставлено без изменения.
31 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУЗ МСЧ-41 УФСИН России по Камчатскому краю, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 23 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что местом работы врача-фтизиатра является режимный корпус ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в медицинской части N 1 не предусмотрен оториноларингологический кабинет. При необходимости оказания медицинской помощи по профилю оториноларингология, она оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также путем приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций. При наличии медицинских показаний к оказанию помощи при стоматологических заболеваниях фельдшер направляет пациента в медицинскую организацию. Между ответчиком и ГБУЗ "Камчатская краевая больница им.А.С. Лукашевского" заключен государственный контракт, на основании которого при необходимости оказания осуждённым медицинской помощи по профилям "оториноларингология" и "стоматология", а также проведения рентгенологических снимков осужденные направляются в больницу. Решение суда реализовать в установленный срок не представляется возможным.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2022 года кассационная жалоба ФКУЗ МСЧ-41 УФСИН России по Камчатскому краю передана в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2022 года кассационная жалоба ФКУЗ МСЧ-41 УФСИН России по Камчатскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора Нишоновой Ф.А, изучив письменные возражения на кассационную жалобу прокуратуры Камчатского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено в статье 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Вопросы оказания медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах ФСИН России, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно - исполнительной системы, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах (далее - СИЗО, лица, заключенные под стражу, соответственно), а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной 18 марта 2021 года проверки представителями прокуратуры Камчатского края, Елизовской городской прокуратуры, специалистами Росздравнадзора по Камчатскому краю, Государственной инспекции труда в Камчатском крае, государственного пожарного надзора выявлены нарушения прав осужденных на охрану здоровья, получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи: в кабинете врача-фтизиатра отсутствует шкаф для лекарственных средств и препаратов, негатоскоп на 2 снимка, персональный компьютер с программным обеспечением, принтер; в оториноларингологическом кабинете отсутствует рабочее место врача-оториноларинголога, аппарат электрохирургический высокочастотный, лупа бинокулярная, воронка "Зигле", сканер ультразвуковой для носовых пазух, негатоскоп, аудиометр, набор камертонов медицинских, кресло вращающееся (Барани), набор для трахеостомии с трахеостомическими трубками; стоматологический кабинет не оборудован автоматическим наружным дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом для снятия зубных отложений, ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов; рентгеновский кабинет не оснащен аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой); отсутствуют противомикробные, антисептические и лечебные препараты для местного лечения заболеваний полости рта, препараты для фторирования твердых тканей зубов, препараты для восстановления зуба пломбой, препараты для местной анестезии. Также отсутствуют лекарственные препараты: изониазид, рифабутин, этамбутол.
На основании выявленных нарушений в адрес временно исполняющего обязанности начальника ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России прокуратурой Камчатского края 31 марта 2021 года вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства РФ в медсанчасти N 1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России.
Удовлетворяя административный иск прокурора в объеме заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 932н, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 786н, Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N 905н, учитывая согласие представителя административного ответчика с наличием вмененных нарушений в части отсутствия оборудования стоматологического и рентгеновского кабинетов, пришёл к выводу о том, что ответчиком ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России нарушены положения указанных нормативных правовых актов, при этом доказательств того, что ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России устранило перечисленные в исковом заявлении нарушения ответчиком суду не представлено.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Камчатского края о возложении на ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 41" ФСИН России обязанности в срок до 1 ноября 2022 года обеспечить медицинскую часть N 1 ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 41" ФСИН России следующим оборудованием: оториноларингологический кабинет - рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой "Зигля", сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеостомии с трахеостомическими трубками; стоматологический кабинет - ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, исходила из того, что ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России не оказывает лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинскую помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи по профилю "оториноларингология", следовательно, при наличии медицинских показаний больной должен направляться в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрена обязанность оснащения стоматологического кабинета ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиографом) только в том случае, если в медицинском учреждении отсутствует рентгеновский кабинет либо договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы по рентгенологии, а в медицинской части N 1 ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 41" ФСИН России организован рентгеновский кабинет и утверждена должность врача-рентгенолога; заключенным между ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 41" ФСИН России и ГБУЗ "Камчатская краевая больница им.А.С.Лукашевского" государственным контрактом предусмотрено предоставление услуг по рентгену, в том числе выполнению внутриротовых снимков.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что местом работы врача-фтизиатра является режимный корпус ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в медицинской части N 1 не предусмотрен оториноларингологический кабинет, при наличии медицинских показаний к оказанию помощи при стоматологических заболеваниях фельдшер направляет пациента в медицинскую организацию, аналогичны позиции и доводам ФКУЗ МСЧ-41 УФСИН России по Камчатскому краю в суде первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года, дополнительное решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-41 УФСИН России по Камчатскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.