Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 декабря 2008 г. N А56-9430/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Портновой Ирины Борисовны ее представителя Портнова А.С. (доверенность от 07.06.2007 N 47А-749735), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Телипановой Н.А. (доверенность от 09.01.2008 N 11-06/4),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2008 по делу N А56-9430/2008 (судья Радынов С.В.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Портнова Ирина Борисовна (далее Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 17.03.2008 N 12-05Б/1862 в части доначисления и предложения уплатить 314 351,55 руб. единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 99 690 руб. пеней за нарушение срока уплаты налога, а также в части привлечения Предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) единого налога в виде взыскания 62 870,31 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2008 требования Предпринимателя удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Предпринимателю в удовлетворении ее заявления. Податель жалобы считает, что предприниматель Портнова И.Б. при исчислении единого налога за 2004 - 2006 годы неправомерно включила в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, 2 095 677 руб. - стоимости товаров, приобретенных у обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Элитар" и "Вектор". Названные поставщики не состоят на налоговом учете, не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность. Документы, оформленные ООО "Элитар" и ООО "Вектор" на реализованные Предпринимателю товары, не соответствуют требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" как оформленные от имени несуществующих организаций, содержащие недостоверные данные и подписанные лицами, наличие у которых права подписи надлежащим образом не подтверждено. Контрольно-кассовые аппараты с заводскими номерами 7002053 и 1280562, указанные в чеках, представленных налогоплательщиком в подтверждение оплаты товаров ООО "Элитар" и ООО "Вектор", не зарегистрированы в установленном порядке в налоговых органах. Следовательно, Предприниматель не подтвердила правомерность учета для целей налогообложения спорных расходов.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке в пределах приведенных в жалобе доводов с учетом ограничений полномочий, предоставленных суду кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Портнова Ирина Борисовна в 1997 году зарегистрирована Бокситогорским территориальным отделением учреждения юстиции -Ленинградской областной регистрационной палатой в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (свидетельство от 21.07.1997 N 18/00295). В 2004 году Предприниматель прошла перерегистрацию в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", о чем ей выдано свидетельство от 09.12.2004 серия 47 N 001600653 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ней как предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004.
Предприниматель с 01.01.2003 на основании уведомления Инспекции от 30.12.2002 N 38 применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и в соответствии со статьей 346.12 НК РФ является плательщиком единого налога.
В мае - ноябре 2007 года (с учетом приостановления проверки на период с 27.06.2007 по 31.10.2007) Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты предпринимателем Портновой И.Б. в бюджет налогов, в том числе единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 18.01.2008 N 12-05Б.
Так, Инспекция признала неправомерным включение Предпринимателем в состав расходов, уменьшающих сумму полученных доходов, 2 095 677 руб. - стоимости приобретенных у ООО "Элитар" и ООО "Вектор" товаров. По мнению налогового органа, эта сумма расходов не подтверждена надлежаще оформленными первичными документами. Представленные Предпринимателем в Инспекцию документы: накладные, квитанции к приходным кассовым ордерам и кассовые чеки, пробитые на контрольно-кассовых аппаратах N 7002053 и N 1280562, - налоговый орган не принял в качестве доказательств. Инспекция сослалась на поступившую из Инспекций Федеральной налоговой службы N 16 и N 30 по городу Москве информацию, согласно которой ООО "Элитар" и ООО "Вектор" не состоят на налоговом учете. По мнению Инспекции, это означает, что названные организации не зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц, следовательно, являются несуществующими организациями. Поэтому документы, оформленные ими, не могут служить основанием для включения спорной суммы в состав расходов, уменьшающих полученные доходы. Кроме того, примененная ООО "Элитар" и ООО "Вектор" при расчетах с Предпринимателем контрольно-кассовая техника с заводскими номерами 7002053 и 1280562 не зарегистрирована в налоговых инспекциях.
Решением налогового органа от 17.03.2008 N 12-05Б/1862 Предпринимателю доначислено и предложено уплатить 314 557 руб. единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 99 820 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Кроме того, Предприниматель привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого налога в виде взыскания 62 911 руб. штрафа.
Предприниматель обжаловала решение Инспекции в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя. Суд признал представленные Предпринимателем первичные документы (кассовые чеки, приходные кассовые ордера, накладные) в подтверждение правомерности включения в состав расходов стоимости товаров, приобретенных у ООО "Элитар" и ООО "Вектор", оформленными в полном соответствии с требованиями статей 4 и 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Суд посчитал не доказанным Инспекцией факт отсутствия государственной регистрации ООО "Элитар" и ООО "Вектор" в качестве юридических лиц, равно как и наличие в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения единым налогом Предприниматель на 2004 - 2006 годы избрала доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок определения расходов установлен в статье 346.16 НК РФ. В подпункте 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ указано, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Названный подпункт в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101 -ФЗ предусматривает право налогоплательщика при реализации указанных товаров уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров.
Расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (пункт 2 статьи 346.16 НК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 54 и статьи 346.24 НК РФ следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. Доходы и расходы учитываются в книге учета доходов и расходов, форму которой и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждает Министерство финансов Российской Федерации.
Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядок отражения в ней хозяйственных операций с 01.01.2003 утверждены приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.
С 2006 года учет доходов и расходов осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2005 N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения".
В соответствии с названными приказами индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период отражают в Книге учета доходов и расходов позиционным способом в хронологической последовательности на основе первичных документов.
Требование о документальном оформлении хозяйственных операций содержится в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Оформляемые хозяйствующими субъектами оправдательные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в пункте 2 названной статьи.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции установил, что спорные расходы Предприниматель подтвердила первичными документами, которые соответствуют требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, факты приобретения, оплаты и принятия к учету товаров подтверждены накладными, кассовыми чеками, квитанциями к приходно-кассовым ордерам.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой, выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена статьями 65 и 200 АПК РФ на орган, который принял решение. То есть, именно налоговый орган обязан доказать факт ненадлежащего оформления первичных документов, представленных Предпринимателем в обоснование правомерности включения в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, спорной суммы.
Суд первой инстанции обоснованно признал недоказанными утверждение Инспекции о приобретении товаров у несуществующих организаций - ООО "Элитар" и ООО "Вектор", об отсутствии их государственной регистрации.
Кассационная инстанция считает, что вывод, изложенный в оспариваемом решении Инспекции об отсутствии государственной регистрации контрагентов - ООО "Элитар" и ООО "Вектор", сделан без достаточных правовых оснований и соответствующих доказательств. Налоговый орган не представил документов, подтверждающих отсутствие сведений о регистрации ООО "Элитар" и ООО "Вектор" в Едином государственном реестре юридических лиц. Кроме того, отсутствие сведений о регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц само по себе не свидетельствует об отсутствии такой регистрации в отношении субъектов предпринимательской деятельности, если они зарегистрированы до введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Не представлены налоговым органом и доказательства преднамеренного выбора Предпринимателем недобросовестных контрагентов. Напротив, Предприниматель в возражениях на акт выездной проверки (л.д. 104) ссылалась на то, что товар приобретался ею у ООО "Элитар" и ООО "Вектор" на Черкизовском рынке города Москвы с 2003 года. В ходе предыдущей выездной проверки налоговый орган никаких замечаний к документам, оформленным этими организациями, не предъявлял. Не заявляла Инспекция и том, что ООО "Элитар" и ООО "Вектор" не зарегистрированы в качестве юридических лиц, не состоят на налоговом учете. При продаже товаров продавцы предоставляли Предпринимателю все необходимые первичные документы, в том числе накладные, сертификаты качества товара. Расчеты за товар осуществлялись наличными денежными средствами с применением продавцами контрольно-кассовых машин, с выдачей кассовых чеков, а также оформлением приходных кассовых ордеров. Достоверность оформленных продавцами первичных документов не вызывала у Предпринимателя сомнений, поскольку накладные и квитанции подписывались соответствующими лицами и скреплялись печатями организаций, кассовые чеки пробивались в ее присутствии.
Суд первой инстанции правомерно отклонил и довод Инспекции об отсутствии надлежащих доказательств оплаты товаров: контрольно-кассовые аппараты с заводскими номерами 7002053 и 1280562, используемые ООО "Элитар" и ООО "Вектор", не зарегистрированы в установленном порядке в налоговых органах.
Инспекция не доказала, что денежные расчеты за товар, оформленные спорными кассовыми чеками, не производились. Кроме того, помимо чеков контрольно-кассовых машин заявителем представлены надлежащим образом оформленные квитанции к приходно-кассовым ордерам.
Обязанность по выдаче чека возложена Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на продавца. Неисполнение этой обязанности является основанием для его привлечения к установленной действующим законодательством ответственности.
Предприниматель, получив от продавца кассовый чек, не могла знать и не обязана выяснять, зарегистрирована соответствующая контрольно-кассовая техника в налоговом органе или нет.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в деле документы, пришел к обоснованному выводу о недоказанности налоговым органом неправомерного включения Предпринимателем спорной суммы в состав расходов, уменьшающих полученные за 2004-2006 годы доходы.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2008 по делу N А56-9430/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. N А56-9430/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника