Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" на решение Петропавловска-Камчатского городского суда от 11 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Пенжинского района Камчатского края к ГУП "Спецтранс" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Моториной О.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Пенжинского района Камчатского края обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с вышеназванным исковым заявлением, просил возложить на государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" обязанность организовать осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения "село Каменское" Пенжинского муниципального района в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Петропавловска-Камчатского городского суда от 11 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2022 года административные исковые требования прокурора Пенжинского района Камчатского края удовлетворены. На Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" возложена обязанность организовать осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения "село Каменское" Пенжинского муниципального района Камчатского края в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. С ГУП "Спецтранс" в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 12 мая 2022 года гражданское дело передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Камчатского краевого суда.
23 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ГУП "Спецтранс", поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд 6 сентября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик указал, что срок, указанный прокурором в исковом заявлении и установленный судом в виде 6 месяцев, является неразумным для организации оказания услуги региональным оператором. Обращение с ТКО на указанной территории села обеспечивается администрацией поселения "село Каменское", а нарушений прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в связи с необеспечением ответчиком обращения с ТКО ввиду отсутствия вины последнего не установлено. Предоставление услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Пенжинского муниципального района невозможно, поскольку органом местного самоуправления надлежащим образом не сформированы места для накопления ТКО, территориальная схема обращения с отходами отсутствует, договор на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору не направлялся, денежные средства не выделялись. Препятствия со стороны органа местного самоуправления для осуществления деятельности регионального оператора в данном населенном пункте являются объективными.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 года кассационная жалоба государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель административного ответчика, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора Моториной О.А, изучив письменные возражения прокуратуры Камчатского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 годаN 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По смыслу частей 1, 3 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются только юридическим лицом, которому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.4 Правил обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Камчатского края от 28 декабря 2016 года N 528-П утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.
В соответствии с п.1.2 Правил региональный оператор является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно разделу 2 Правил основной целью деятельности регионального оператора является сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 19 декабря 2016 года N 738 муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа "Спецтранс" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.
30 декабря 2016 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства (уполномоченный орган) и МУП "Спецтранс" (региональный оператор) заключено соглашение N 273 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.
Указанное соглашение вступило в законную силу с момента подписания обеими сторонами и действует в течение десяти лет (п. 7.1 соглашения).
Дополнительным соглашением от 9 января 2017 года N 1 к соглашению от 30 декабря 2016 года N 273 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края п.7.1 соглашения изложен в следующей редакции: "настоящее соглашение вступает в силу с 1 июня 2017 года и действует в течение 10 лет".
В силу п.1.2 соглашения региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемым Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края.
30 декабря 2016 года между Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края (сторона 1), МУП ПКГО "Спецтранс" (сторона 2) и Агентством по обращению с отходами Камчатского края (сторона 3) заключено соглашение N 274, в соответствии с которым с 1 января 2017 года все права и обязанности уполномоченного органа по соглашению от 30 декабря 2016 года N 273 переходят к Агентству по обращению с отходами Камчатского края.
Дополнительным соглашением N 4 от 11 ноября 2019 года пункт 1.1 Соглашения от 30 декабря 2016 года N 273 дополнен словами: "на следующих технологических зонах: Пенжинский район... ".
Из материалов дела также усматривается, что прокуратурой Пенжинского района Камчатского края проведены проверки мест размещения бытовых отходов, в ходе которых установлено, что территория, прилегающая к приемникам ТКО, расположенным в селе Каменское на ул.Ленина, д.д.10, 20, 22, ул.Чубарова, д.д.3, 5, 25, ул.Беккерова, д.д.10, 16а, 22а, 38, загрязнена отходами, очистка мусорных контейнеров не производится, отходы не утилизируются, на полигон бытовых отходов не вывозятся.
Планом мероприятий перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае на 2021 год, утвержденным Врио Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края 17 февраля 2021 года, определена технологическая зона N 1 "Пенжинский район", запланированы следующие мероприятия: установление тарифа на захоронение ТКО (март 2021 года) - ответственные МУП "Пенжилсервис", РСТЦ Камчатского края; установление тарифа регионального оператора (май 2021 года) - ответственный ГУП "Спецтранс", РСТЦ Камчатского края; начало оказания коммунальной услуги по обращению с отходами (июнь 2021 года) - ответственный ГУП "Спецтранс".
Судами также установлено, что между администрацией сельского поселения "село Каменское" и ГУП "Спецтранс", а также МУП "Пенжилсервис" не заключались договоры на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. В связи с этим на территории сельского поселения существует острая ситуация с нарушением санитарных норм. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в сельском поселении "село Каменское" не осуществляется, мусорные контейнеры переполнены, что приводит к засорению территории села и прилегающей территории.
Из материалов дела также усматривается, что прокуратурой Пенжинского района Камчатского края проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой установлено, что ГУП "Спецтранс", являющееся региональным оператором, на которого возложена обязанность обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно либо с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, соответствующую деятельность не организовало.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, исходили из того, что бездействие ответчика по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятого по делу судебного постановления; по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Данная позиция была исследована судом апелляционной инстанции и верно отклонена как необоснованная.
При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, в связи с чем принятые по делу судебные постановления являются законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловска-Камчатского городского суда от 11 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.