20 декабря 2022 года г. Владивосток
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Александровой М.В, рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации единолично, без проведения судебного заседания, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее ФГКУ Росгранстрой) на определение Центрального районного суда г.Хабаровска от 20 мая 2022 года и апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 21 июля 2022 года по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г.Хабаровска от 12 августа 2013 года по иску Биробиджанского транспортного прокурора к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 12 августа 2013 года удовлетворены исковые требования Биробиджанского транспортного прокурора к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с нормативными требованиями смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации Амурзет и Нижнеленинское.
Применительно к пункту пропуска через государственную границу РФ Амурзет на ФГКУ Росгранстрой возложена обязанность:
- оборудовать пункт пропуска дезинфекционно-промывочным блоком (дезбарьер) для ветеринарно-санитарной обработки днищ и ходовой части автотранспорта в отдельном помещении со специальным устройством для подогрева дезинфекционного раствора и обеспечивать круглогодичную эксплуатацию независимо от климатических условий. Выполнить дезбарьер в виде бетонированной ванны с дезраствором, имеющую габариты: длина по зеркалу дезраствора - 11 - 12 метров, длина по днищу - 6 метров, ширина по днищу - не менее 3, 6 метров, глубина не менее 0, 2 метра, пандусы с уклоном не более 25 градусов. Подъездные пути, проезжие дороги и пешеходные дорожки, погрузочно-разгрузочные площадки выполнить из твердого покрытия, не образующего пыли, ровного, водонепроницаемого, легко доступного для мойки и дезинфекции, с хорошим водостоком атмосферных, талых и смывных вод в канализацию;
- оборудовать пункт пропуска исправным весовым оборудованием в здании для осмотра автотранспорта во въездном направлении;
- выделить для специалистов санитарно-карантинного пункта комнату площадью 12 м2 (из расчёта на 1 рабочее место);
-обеспечить специалистов санитарно-карантинного пункта следующими средствами контроля, мебелью и оборудованием: средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания (противогаз) - 2 шт.; радиометры-дозиметры - 2 шт.; газоанализаторы (портативные) для экспресс-диагностики химического загрязнения воздуха - 2 шт.; оборудование для дистанционного измерения температуры тела; фонарь электрический (с аккумуляторными батареями); емкости для приготовления рабочих растворов дезсредств - 3 шт.; сумка-холодильник или термос с хладоагентом; стол - 2 шт.; стул - 4 шт.; шкаф для документации - 1 шт.; сейф - 1 шт.; эфирный радиоприёмник - 1 шт.; шкаф платяной - 1 шт.; ПЭВМ - 1 шт.; сканер, принтер, ксерокс -2шт.; мобильный телефон - 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона 2-5 вт.;
-оборудовать помещение изолятора в отдельно стоящем здании или с отдельными входом и выходом либо сделать его изолированным от других помещений в здании пункта пропуска. Оборудовать помещение изолятора отдельной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. Стены и полы помещения изолятора выполнить из легко моющихся материалов;
-оборудовать пункт пропуска комплексом специально оборудованных зданий, помещений, сооружений, предназначенных для проведения досмотра и временного хранения товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека в соответствии с разделом 5 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09 декабря 2008 N 701н;
-оборудовать пункт пропуска бытовым помещением, комнатой для хранения санитарно-противоэпидемического имущества, кладовой, санитарным блоком с необходимыми мебелью и оборудованием в соответствии с приложением N 1 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09 декабря 2008 N 701н;
Применительно к пункту пропуска через государственную границу РФ Нижнеленинское на ФГКУ Росгранстрой возложена обязанность:
-обеспечить специалистов санитарно-карантинного пункта следующими средствами контроля, мебелью и оборудованием: многоразовые защитные костюмы - 4 шт, средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания (противогаз) - 2 шт, радиометры-дозиметры - 2 шт, газоанализаторы (портативные) для экспресс-диагностики химического загрязнения воздуха - 2 шт, оборудование для дистанционного измерения температуры тела; сумка-холодильник или термос с хладоагентом; установить на санитарной стоянке контейнер для хранения дезсредств и контейнер для сбора мусора с крышкой;
-установить на санитарной стоянке контейнер для хранения дезсредств и контейнер для сбора мусора с крышкой;
-установить в санитарном блоке душевую кабину, умывальник, унитаз;
- выполнить капитальный ремонт в помещениях, необходимых для осуществления пограничного, таможенного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного видов контроля.
ФГКУ Росгранстрой обратилось в суд заявлением об отсрочке исполнения решения суда сроком на два года.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 20 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 21 июля 2022 года, в удовлетворении заявления ФГКУ Росгранстрой отказано.
В кассационной жалобе ФГКУ Росгранстрой просит отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что решение суда исполнено частично, обеспечивает исполнение в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, поскольку отсутствуют лимиты бюджетных обязательств на исполнение решения суда, то не представляется возможным полностью исполнить решение суда от 12 августа 2013 года.
От исполняющего обязанности транспортного прокурора Биробиджанской транспортной прокуратуры поступили возражения на кассационную жалобу, в которых просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Изучив доводы кассационного представления, исследовав материалы гражданского дела, судья кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статьи 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу вышеперечисленных норм основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Суды первой и апелляционной инстанций верно пришли к выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку отсутствие достаточного финансирования не может расцениваться как безусловное основание для отсрочки, так как обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного постановления не может быть поставлена в зависимость от наличия финансирования.
При отказе в удовлетворении заявленного требования суды также учитывали неоднократность предоставления заявителю отсрочки исполнения решения суда, а также длительность его неисполнения (с 2013г.).
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
определение Центрального районного суда г.Хабаровска от 20 мая 2022 года и апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 21 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ Росгранстрой - без удовлетворения.
Судья М.В. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.