Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 ноября 2008 г. N А21-979/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапотникой Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Красильникова Б.В. (доверенность от 01.11.2008), от администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" Калининградской области Корнакова А.С. (доверенность от 17.10.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2007 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 (судьи Старовойтова О.Р., Мельникова Н.А., Полубехина Н.С.) по делу N А21-979/2007,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Гурьевский район" Калининградской области (далее - администрация МО "Гурьевский район"), выразившегося в непредоставлении Предприятию на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 39:03:060019:0024 общей площадью 5 га, расположенного южнее поселка Родники Гурьевского района Калининградской области, для строительства радиотелевизионной телепередающей станции (далее - РТПС).
Заявитель также просил суд обязать администрацию МО "Гурьевский район" предоставить названный земельный участок в аренду.
В последующем заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил первое требование и попросил признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" Калининградской области (далее - администрация МО "Гурьевский городской округ") в предоставлении Предприятию указанного земельного участка на праве аренды для строительства РТПС.
Второе требование осталось без изменения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (далее - Роспечать).
Решением от 19.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить названные судебные акты и удовлетворить заявление, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Определением суда кассационной инстанции от 20.08.2008 производство по кассационной жалобе Предприятия по настоящему делу приостанавливалось до рассмотрения кассационной жалобы Предприятия по делу N А21-5742/2007.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по кассационной жалобе по настоящему делу, определением от 28.10.2008 производство по кассационной жалобе возобновлено.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы, а представитель администрации МО "Гурьевский городской округ" просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Роспечать извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует'из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 866 утверждена федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года, которой предусмотрено строительство новой ретрансляционной станции за пределами Калининграда. В связи с этим постановлением главы администрации МО "Гурьевский район" от 12.03.2002 N 224 отделу капитального строительства администрации Калининградской области разрешено выполнить проектно-изыскательские работы под размещение телевизионной и радиотелевизионной телепередающей станции на земельном участке общей площадью 5 га в южной части поселка Родники Гурьевского района Калининградской области и после окончания проектирования, согласования проекта с государственными службами, получения экологической и вневедомственной экспертизы оформить отвод земельного участка в администрации МО "Гурьевский район" (т. 1, л.д. 13). Постановлением от 24.12.2003 N 1777 глава администрации МО "Гурьевский район" продлил срок проведения проектно-изыскательских работ.
В дальнейшем распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.01.2003 N 81-р заказчиком по строительству РТПС был определен правопредшественник Роспечати - Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Данное министерство по договору от 13.03.2003 передало Предприятию функции заказчика по организации проектно-изыскательских работ и строительству РТПС.
Глава администрации МО "Гурьевский район" постановлением от 27.10.2004 N 1938 отменил свои постановления от 12.03.2002 N 224 и от 24.12.2003 N 1777, утвердил Предприятию по его ходатайству акт от 23.07.2004 выбора и обследования земельного участка для проектирования РТПС, предварительно согласовал место размещения указанного объекта на земельном участке площадью 5 га южнее поселка Родники Гурьевского района Калининградской области и разрешил Предприятию разработать проектную документацию в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (т. 1, л.д. 23).
В данном постановлении (в редакции постановления от 18.10.2005 N 2280) указано, что оно вступает в силу со дня подписания и действует в течение трех лет (т. 1,л.д. 52).
Постановлением главы администрации МО "Гурьевский район" от 27.10.2005 N 2352 из земельного участка с кадастровым номером 39:03:060019:0020 площадью 1 185 029 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, сформированы и утверждены проекты границ двух земельных участков, в том числе земельного участка по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, южнее пос. Родники, условный кадастровый номер 39:03:060019.0020/А, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: проектирование и строительство РТПС, площадь участка: 50 000 кв. м; часть земельного участка площадью 50 000 кв. м находится в охранной зоне реки Преголя (т. 3, л.д. 67).
На основании постановления от 27.10.2004 N 1938 и договора, заключенного Предприятием с обществом с ограниченной ответственностью "Геоид", проведены землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности. Земельный участок площадью 5 га прошел кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый номер 39:03:060019:0024 с разрешенным использованием -для проектирования и строительства РТПС. По заказу Предприятия был выполнен проект строительства РТПС, получивший положительные заключения Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и санитарно-эпидемиологической службы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Предприятие 12.02.2007 обратилось в администрацию МО "Гурьевский район" с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 39:03:060019:0024 для строительства РТПС. К заявлению Предприятие приложило кадастровый план испрашиваемого земельного участка.
Поскольку по истечении двухнедельного срока, установленного пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация МО "Гурьевский район" не приняла решение о предоставлении указанного земельного участка для строительства, Предприятие обратилось в суд с требованием признать незаконным такое бездействие.
В процессе рассмотрения дела Предприятие' представило письмо главы администрации МО "Гурьевский городской округ" от 14.08.2007 N 4142 (т. 1; л.д. 109, 110) об отказе заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В обоснование отказа администрация МО "Гурьевский городской округ" сослалась на следующее: при предварительном согласовании места размещения РТПС были нарушены положения статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок не был переведен в надлежащую категорию земель; отсутствует согласование акта о выборе земельного участка с Научно-производственным центром по учету, охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области в связи с непосредственной близостью земельного участка к памятникам археологии и объектов культурного наследия; выданное Предприятию архитектурно-планировочное задание утратило силу; планируемый к размещению объект капитального строительства находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны (зоны ограничения по бактериальному загрязнению) источника водоснабжения, поэтому в целях размещения локальных очистных сооружений биологической очистки необходимо предусмотреть меры по их выведению за пределы второго пояса зоны санитарной охраны; в администрацию поступило предписание Агентства по градостроению правительства Калининградской области (далее - Агентство) от 01.06.2007 N 950 отменить до 21.06.2007 постановления главы администрации МО "Гурьевский район" от 27.10.2004 N 1938 и от 27 10 2005 N 2352.
В связи с изложенным Предприятие уточнило заявленное требование в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и попросило суд признать незаконным отказ администрации МО "Гурьевский городской округ" в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства РТПС и обязать администрацию МО "Гурьевский район" предоставить названный земельный участок в аренду.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Предприятию в удовлетворении названных требований, посчитав, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, перевод земель в другую категорию в установленном законом порядке не произведен, поэтому отказ ответчика в предоставлении земельного участка соответствует статьям 7, 8, 77 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды указали, что постановлением главы администрации МО "Гурьевский городской округ" от 13.06.2007 N 2343 отменены ранее принятые постановления главы администрации МО "Гурьевский район" от 12.03.2002 N 224 от 27.10.2004 N 1938, от 18.10.2005 N 2280 и от 27.10.2005 N 2352, которыми Предприятию было разрешено проведение проектно-изыскательских работ, утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения объекта строительства - РТПС.
Суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, поскольку суды обеих инстанций неполно исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам.
Вывод судов обеих инстанций о том, что испрашиваемый Предприятием земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, обоснован ссылкой на сведения из государственного земельного кадастра и на акт выбора земельного участка от 23.07.2004.
Между тем в кадастровом плане земельного участка площадью 1 185 029 кв. м, в границах которого Предприятию был сформирован земельный участок для строительства РТПС, категория земель для данного участка не определена. Таким образом, сведения государственного земельного кадастра не подтверждают вывод судов о принадлежности земельного участка, необходимого Предприятию для строительства, к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В акте выбора и обследования того же земельного участка от 05.03.2002 (т. 1; л.д. 11, 12) не указано, что данный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения или использовался для этих целей ранее.
Представитель администрации МО "Гурьевский городской округ" в судебном заседании суда кассационной инстанции также подтвердил, что спорный участок никогда не относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, ссылка в акте выбора от 23.07.2004 на данную категорию ошибочна, поэтому участок правомерно отнесен органами государственного земельного кадастра к землям поселений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что постановлением главы администрации МО "Гурьевский район" от 27.10.2005 N 2352 спорный земельный участок отнесен к селитебным зонам земель поселений пос. Родники. Однако в данном постановлении отсутствуют такие сведения (т. 3, л.д. 67), а других документов, подтверждающих отнесение в установленном земельным законодательством порядке спорного участка к селитебным зонам, в материалах дела не имеется. Вывод суда первой инстанции об отнесении названного участка к селитебным зонам земель поселений противоречит выводу об отнесении этого участка к землям сельскохозяйственного назначения. Кроме того, администрация МО "Гурьевский городской округ", отказывая Предприятию в предоставлении земельного участка под строительство, не ссылалась на отнесение участка к селитебным зонам.
Таким образом, обстоятельства, которые суды обеих инстанций посчитали установленными, требуют дополнительной проверки, поскольку вопрос о том, к какой категории относится согласованный Предприятию для строительства земельный участок, имеет существенное значение для правильного разрешения настоящего спора.
Следует также отметить, что спор о законности постановления главы администрации МО "Гурьевский городской округ" от 13.06.2007 N 2343, рассматриваемый арбитражным судом по делу N А21-5742/2007, не завершен, поскольку постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2008 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
С учетом изложенного решение первой инстанции от 19.12.2007 и постановление апелляционного суда от 21.05.2008 следует отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит установить, к какой категории земель относится испрашиваемый Предприятием земельный участок; проверить правомерность доводов администрации МО "Гурьевский городской округ", изложенных в обоснование отказа в предоставлении Предприятию названного участка для строительства; с учетом установленных обстоятельств разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по делу N А21-979/2007 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2008 г. N А21-979/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника