Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Савина "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя - начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 апреля 2022 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - первого заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савина Р.А.
установил:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N от 8 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2022 года, решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года должностное лицо - первый заместитель министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савин Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савин Р.А. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы первого заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савина Р.А, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с часть 2 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно части 2 указанной статьи конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ содержится перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных ч.ч. 7 и 12 ст. 82 настоящего Федерального закона.
Заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ может быть произведено в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Савина Р.А. к административной ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ и судебных актах следующие выводы.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено нарушение Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении муниципального контракта с единственным поставщиком.
Так, выявлено, что Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) без использования конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ДД.ММ.ГГГГ заключило государственный контракт N на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ с ООО "Диомед" на сумму 620 898 000, 00 рублей.
Согласно условиям контракта, его предметом является доставка кислородных станций, разгрузка, сборка, установка, монтаж, ввод в эксплуатацию оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов. Сроки поставки установлены до ДД.ММ.ГГГГ, и сборки, установки, монтажа, ввода в эксплуатацию оборудования, обучения правилам эксплуатации специалистом Заказчика установлены в течение 10 календарных дней со дня подписания акта приема-передачи товара.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик применил код в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008): ОКПД2 32.50.21.129 "Оборудование дыхательное прочее, не включенное в другие группировки".
Указанные коды входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года N 471-р.
Таким образом, первый заместитель министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савин Р.А. в силу должностной инструкции осуществляя руководство административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Минздрава в нарушении требований части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" неправомерно заключил государственный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ с ООО "Диомед".
Постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савин Р.А. признан виновным и подвергнут административному наказанию по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с чем согласились судебные инстанции.
Вместе с тем с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия от 10 июня 2022 года N А58-1721/2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2022 года N 04АП-3840/2022, признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 декабря 2021 года N 014/06/99-2442/2021, выводы которого послужили основанием для решения вопроса о возбуждении административного производства, и в последующем привлечение первого заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савина Р.А. к административной ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящей жалобы наличие данных судебных решений является безусловным основанием для отмены актов, состоявшихся по настоящему делу в отношении первого заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савина Р.А, поскольку указанные решения имеет преюдициальное значение для данного дела.
Из правовых позиций, выраженных в разъяснениях Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, следует, что распространение новой коронавирусной инфекции относится к обстоятельствам непреодолимой силы.
Аналогичные выводы содержат в себе письма Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 18 марта 2020 года N ИА/21684/20, Министерства Финансов Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 24-06-06/21324 и N 24-06- 05/26578, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 219-АГ-70, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации N МЕ/28039/20 от 03 апреля 2020 года.
В письме ФАС России от 18 марта 2020 года N ИА/21684/20 прямо указано, что заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
Установив указанные обстоятельства, а также приняв во внимание положения статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", разъяснения Министерства финансов Российской Федерации N 24-06-05/26578, Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации N 219-АГ-70, Федеральной антимонопольной службы N МЕ/28039/20 от 03 апреля 2022 года "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2020 года N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса", Арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что необходимость закупки указанного оборудования носила экстренный характер.
С учетом указанного заключение Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) государственного контракта на приобретение кислородных концентраторов было осуществлено в полном соответствии пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а выводы антимонопольного органа о нарушении закона являются необоснованными и не подтверждены доказательствами.
При рассмотрении жалоб судебные инстанции не учли указанные обстоятельства, сделали неверные выводы о виновности должностного лица, что является существенным нарушением процессуальных требований.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя - начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 апреля 2022 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года, вынесенные в отношении первого заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савина Р.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу первого заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савина Р.А. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя - начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 апреля 2022 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года, вынесенные в отношении первого заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Савина Р.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.