Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а -64/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании недействующими приказов Департамента по тарифам Новосибирской области от 09 декабря 2021 года N 416-ЭЭ "О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года N 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года N 755-ЭЭ" и N 419-ЭЭ "О корректировке на 2022 год необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на долгосрочные периоды регулирования для сетевых организаций в Новосибирской области" в части, по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Новосибирского областного суда от 20 июня 2022 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя акционерного общества "Оборонэнерго" ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента по тарифам Новосибирской области ФИО3, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Департаментом по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент по тарифам) 23 декабря 2019 года издан приказ N 754 - ЭЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020-2024 годы" (далее - Приказ N754-ЭЭ).
Департаментом по тарифам 23 декабря 2019 года издан приказ N 755-ЭЭ "Об установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области на 2020-2024 годы" (далее - Приказ N 755-ЭЭ).
Решением Новосибирского областного суда от 27 июля 2020 года (административное дело N3а-78/2020) признан недействующим со дня принятия пункт 7 Приложения к Приказу N 754-ЭЭ в части определения базового уровня подконтрольных расходов по статьям: "расходы на капитальный ремонт основных средств", "расходы на текущий ремонт основных средств" и "расходы на формирование аварийно-страхового запаса"; признан недействующим со дня принятия пункт 7 Приложения N 1 и пункты 7 Приложения N 2 к Приказу N 755-ЭЭ в части формирования необходимой валовой выручки и индивидуального тарифа по статьям: "расходы на капитальный ремонт основных средств", "расходы на текущий ремонт основных средств" и "расходы на формирование аварийно-страхового запаса".
Исполняя решение суда от 27 июля 2020 года, Департамент по тарифам 27 октября 2020 года издал приказ N 252-ЭЭ "О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года N 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года N 755-ЭЭ" (далее - Приказ N 252-ЭЭ).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 июля 2021 года Приказ N 252-ЭЭ признан недействующим.
Исполняя решение суда от 27 июля 2020 года, с учетом апелляционного определения от 23 июля 2021 года, Департаментом по тарифам принят приказ от 31 августа 2021 года N 144-ЭЭ "О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года N 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года N 755-ЭЭ" (далее - Приказ N 144-ЭЭ).
09 декабря 2021 года Департаментом по тарифам принят приказ от N 416-ЭЭ "О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года N 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года N755-ЭЭ" (далее - Приказ N 416-ЭЭ).
Также 09 декабря 2021 года Департаментом по тарифам принят приказ N 419-ЭЭ "О корректировке на 2022 год необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на долгосрочные периоды регулирования для сетевых организаций в Новосибирской области" (далее - Приказ N 419-ЭЭ.)
Акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Забайкальский" (далее - АО "Оборонэнерго", Общество) являющееся сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Новосибирской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по тарифам о признании недействующими Приказ N 416-ЭЭ и Приказ N 419-ЭЭ) в части установления необходимой валовой выручки на 2022 год для акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Забайкальский" (пункт 5 таблицы Приложения N1 к Приказу N 419-ЭЭ) и в части установления индивидуальных тарифов для расчетов между сетевыми организациями АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Забайкальский" и АО "Региональные электрические сети" (пункт 5 таблицы Приложения N2 к Приказу N 419-ЭЭ).
Требования мотивированы тем, что Приказ N 416-ЭЭ принят в нарушение части 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку Приказ N 144-ЭЭ является решением об установлении (пересмотре) долгосрочных параметром регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), принятый во исполнение вступившего в законную силу решения суда. В силу положений абзаца 12 пункта 7 и абзаца 19 пункта 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, у Департамента по тарифам не имелось оснований для внесения изменений в Приказ N 754-ЭЭ и Приказ N 755-ЭЭ. Кроме того, Приказом N 416-ЭЭ орган регулирования установилтакие же размеры базовых подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки, которые были установлены признанным недействующим Приказом N 252-ЭЭ. Приказом N 419-ЭЭ индивидуальные тарифы и необходимая валовая выручка утверждены в экономически необоснованном размере в связи с исключением расходов по статье "Услуги по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства" в размере 1652, 52 тыс. рублей, расходов по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 9109, 242 тыс. рублей, снижением величины корректировки неподконтрольных расходов по статье "Амортизация основных средств за 2020 год" на 2216, 42 тыс. рублей, исключением выпадающих расходов за 2021 год по статье "Материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства" в размере 1536, 19 тыс. рублей, исключением выпадающих доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии в 2020 году в размере 15 708, 37 тыс. рублей.
Административный истец полагает, что действия административного ответчика, выраженные в пересмотре базовой величины подконтрольных расходов, исключении экономически обоснованных расходов, исключении выпадающих доходов и расходов, в свою очередь приведшие к установлению необходимой валовой выручки ниже экономически обоснованного размера, нарушают права и интересы административного истца, являются незаконными и противоречащими законодательству Российской Федерации в области электроэнергетики.
Решением Новосибирского областного суда от 20 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель АО "Оборонэнерго" ФИО4 просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что при отказе в удовлетворении требований о признании недействующим Приказа N 416-ЭЭ, суд не принял во внимания положения части 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых оснований для принятия Приказа N 416-ЭЭ у Департамента по тарифам не имелось. Также судом не приняты во внимание доводы административного истца в отношении требований о признании недействующим Приказа N 419-ЭЭ в части, касающегося Общества.
Относительно доводов апелляционной жалобы Департаментом по тарифам, АО "Региональные электрические сети", прокуратурой Новосибирской области поданы возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Новосибирской области от 25 февраля 2013 года N 74-п "О Департаменте по тарифам Новосибирской области" областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования, является Департамент по тарифам Новосибирской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликован и по этим основаниям не обжалуется.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим Приказа N 416-ЭЭ, суд первой инстанции, ссылаясь на положения части 2 статьи 80 Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 года N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области", абзац 19 пункта 12 Основ ценообразования пришел к выводу о том, что Департамент по тарифам не пересматривал долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества, а исправлял допущенные им при определении используемых в расчете тарифов долгосрочных параметров регулирования ошибки.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку у Департамента по тарифам отсутствовали правовые основания для принятия Приказа N 416-ЭЭ.
Так, как следует из преамбулы Приказа N 419-ЭЭ, он принят Департаментом по тарифам на основании абзаца 4 пункта 7 Правил регулирования цен.
Согласно Приказу N 416-ЭЭ, в Приказе N 754-ЭЭ базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в границах Новосибирской области в размере 58963, 1 тыс. рублей изменен на 57446, 1 тыс. рублей; в таблице 1 к Приказу N 755-ЭЭ строкой 7 установлена необходимая валовая выручка для АО "Оборонэнерго" на 2020 год - 57204, 0 тыс. рублей, 2021 год - 65106, 7 тыс. рублей, 2022 год - 77914, 4 тыс. рублей, 2023 год - 78529, 7 тыс. рублей, 2024 год - 79150, 8 тыс. рублей; в пункте 7 Приложения 2 к Приказу N 755-ЭЭ установлены индивидуальные тарифы для расчетов между сетевыми организациями АО "Оборонэнерго" и АО "Региональные электрические сети".
Из выписки протокола заседания правления Департамента по тарифам от 09 декабря 2021 года N 48 усматривается, что изменения в Приказы N 754-ЭЭ и N 755-ЭЭ имели целью исправить допущенные при принятии тарифных решений ошибки приведением в соответствие указанных приказов в части формирования расходов на ремонтную деятельность, базового уровня операционных расходов, необходимой валовой выручки и тарифов на долгосрочный период регулирования 2020-2024 года для АО "Оборонэнерго" в соответствии с экспертным заключением, выполненным во исполнение решения суда по делу N 3-78/2020.
Судебная коллегия полагает, что выявленные судом ошибки при формировании расходов для АО "Оборонэнерго" на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы исправлены Департаментом по тарифам Приказом N 144-ЭЭ.
Приказом N 416-ЭЭ пересмотрены долгосрочные параметры регулирования Общества, уменьшены расходы по статье "Материалы на техническое обслуживание", что недопустимо в силу действующего законодательства в сфере тарифного регулирования, за исключением случаев предусмотренных абзацем 20 пункта 12 Основ ценообразования.
В силу положений абзаца 20 пункта 12 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы.
При принятии Приказа N 416-ЭЭ таких исключительных случаев не установлено. Указание в преамбуле Приказа N 416-ЭЭ на положения абзаца 4 пункта 7 Правил регулирования цен, как на основание для пересмотра необходимой валовой выручки и тарифов, не может быть принято во внимание, поскольку данная норма не наделяет орган регулирования полномочиями в любое время принимать такие решения, она содержит перечень решений, на которые не распространяется правило о начале и сроке действия установленных тарифов.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в рамках рассмотрения административного дела N 3а-30/2021 об оспаривании Приказа N 252-ЭЭ судом апелляционной инстанции было установлено, что у Департамента по тарифам при принятии заменяющего акта отсутствовали основания осуществлять перерасчет в сторону снижения необходимой валовой выручки и индивидуальный тариф по статье "Материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства".
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что орган регулирования нарушил положения части 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
С учетом изложенного, имеются основания для признания недействующим с даты принятия Приказа N 416-ЭЭ.
В силу положений пункта 38 Основ ценообразования на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац 16); в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 и (или) пунктом 38 Основ ценообразования (абзац 20).
При рассмотрении административных исковых требований в отношении Приказа N 419-ЭЭ, которым проведена корректировка необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, в том числе и Общества, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
29 апреля 2021 года Общество обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемого с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2022 года долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годы.
АО "Оборонэнерго" заявлен размер необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь - 113433, 06 тыс. рублей. Обществом заявлены расходы по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства в размере 1652, 52 тыс. рублей; расходы по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, предусмотренные пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетики в размере 9109, 24 тыс. рублей; корректировка неподконтрольных расходов по статье "Амортизация основных средств за 2020 год" в размере 3454, 20 тыс. рублей; выпадающие расходов по подконтрольным расходам за 2021 год по статье "Материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства" в размере 1536, 19 тыс. рублей; выпадающие доходы на оказание услуг по передаче электрической энергии за 2020 год в размере 15708, 37 тыс. рублей.
При рассмотрении заявленного Обществом размера расходов по статье "Амортизация основных средств за 2020 год" в размере 3454, 20 тыс. рублей Департамент по тарифам уменьшил размер данных расходов до 1237, 80 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов). При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Реализация указанных положений пункта 7 Основ ценообразования предусмотрена в формулах расчета необходимой валовой выручки на соответствующий год долгосрочного периода регулирования пункта 11 Методических указаний N 98-Э.
Исходя из указанных положений законодательства, размер фактической величины для расчета корректировки неподконтрольных расходов по статье "Амортизация основных средств" должен определяться исходя из максимальных сроков полезного использования объектов основных средств.
В заключении по результатам экспертизы предложений АО "Оборонэнерго" о корректировке на 2022 год необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на долгосрочны период регулирования 2020-2024 годов для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" и ОА "Региональные электрические сети" (далее - Заключение экспертизы) указано, что рост фактических расходов по данной статье у Общества обусловлен двумя факторами - начисление амортизации не по максимальным срокам использования оборудования и вводом в эксплуатацию на конец 2019 года объектов основных средств, поступающих на баланс организации по результатам исполнения инвестиционной программы.
Стороной административного истца указанные выводы регулирующей организации не опровергнуты, Департаментом по тарифам представленный расчет величины амортизации за 2020 год был признан экономически необоснованным, и фактическая величина амортизации за 2020 год была определена на указанные в ведомости начисления амортизации объекты основных средств, исходя из их максимальных сроков полезного использования.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности и обоснованности определения суммы возмещения амортизационных отчислений в размере 1237, 80 тыс. рублей.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы административного истца об исключении из необходимой валовой выручки органом регулирования расходов по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетики.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" на сетевые организации с 01 июля 2020 года возложена обязанность по установке, своевременной замене и поверке приборов учета.
Согласно пункту 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Порядок реализации указанных обязанностей в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), определяется правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
Пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике в редакции, действующей с 01 июля 2020 года, на электросетевые организации возложена обязанность по установке приборов учета в отношении энергопринимающих устройств потребителей в следующих случаях: прибор учета вышел из строя и требуется его замена; у прибора учета истек межпроверочный период; у прибора учета закончился срок эксплуатации; при новом технологическом присоединении.
В соответствии с частью 3 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Аналогичная норма закреплена в абзаце 12 пункта 136 Правил регулирования цен - расходы сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования.
Исходя из указанных положений, изменивших во втором полугодии 2020 года порядок определения необходимой валовой выручки организаций с учетом вступивших в законную силу изменений в Законе об электроэнергетике, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости включения расходов Общества на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), учитывая их обязательный характер.
АО "Оборонэнерго" в обоснование расчета расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетики обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии в размере 9109, 24 тыс. рублей представлены обосновывающие его материалы, такие как: план-график работ по приборам учета в электрических сетях АО "Оборонэнерго" по РЭС "Новосибирский" филиала "Забайкальский"; локальный сметный расчет на установку коммерческого трехфазного прибора учета; локальный сметный расчет на замену трансформатора тока; расчет начальной цены на примере цен сопоставимых поставщиков в отношении трехфазного счетчика электрической энергии, а также другие материалы.
В силу положений пункта 23 Правил регулирования цен, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
Вместе с тем, Заключение экспертизы не содержит оценку представленным Обществом документов в обоснование заявленных расходов, а лишь содержит указание на отсутствие подтверждения фактического размера расходов за 2020 год, а заявленные организацией расходы на выполнение в 2022 году работ в соответствии пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетики не признаются экономически обоснованными, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что экспертиза представленных АО "Оборонэнерго" документов по данной статье расходов не проводилась.
Согласно пункту 17 Правил регулирования цен обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. Однако недостаточность и неоднозначность представленных материалов не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, а также для реализации регулируемой организацией обязательных и необходимых для осуществления регулируемой деятельности мероприятий в очередном году и, соответственно, не освобождает тарифный орган от обязанности определить фактическое значение каждого из таких обязательных расходов от источников по перечню пункта 29 Основ ценообразования либо в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
Действительно, по общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, Департамент по тарифам в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить Обществу представить дополнительные материалы. Изменяя подход к оценке достаточности объема доказательств подтверждения расходов по данной статье, орган регулирования существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики.
С учетом изложенного, оснований для отказа в принятии расходов на обеспечение коммерческого учета электроэнергетики в полном объеме у органа регулирования не имелось, а выводы суда первой инстанции в указанной части нельзя признать правильными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации может быть установлена охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в соответствии с пунктом 5 которых охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местонахождении границ зон с особыми условиями территории установлен до 1 января 2022 года.
Принимая во внимание изложенное, расходы регулируемой организации по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства являются обязательными, в связи с чем расходы на проведение названных работ подлежат включению в необходимую валовую выручку при установлении тарифов в экономически обоснованном размере, подтвержденном регулируемой организацией, либо определенном тарифным органом на основании пунктов 29, 31 Основ ценообразования.
Также следует отметить, что в нарушение пункта 17 Правил регулирования цен Заключение экспертизы не содержит оценку представленных Обществом документов в обоснование заявленных расходов по установлению охранных зон: перечень объектов на 2022 года для проведения работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства на 2022 год, акт проверки Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 сентября 2014 года, договор на услуги по установлению охранных зон от 31 августа 2020 года, сумма расходов по договору; Заключение экспертизы в данной части ограничено лишь указанием на отсутствие необходимости проведения таких работ, стоимость работ не соответствует требованиям порядка определения цены.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у органа регулирования оснований для отказа в принятии расходов на по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства в полном объеме не имелось, а вывод суда первой инстанции в данной части основан на неправильном применении норм материального права.
Судебная коллегия полагает также заслуживающими внимания доводы административного истца о неправомерном исключении Департаментом по тарифам выпадающих расходов по подконтрольным расходам за 2021 год по статье "Материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства" и выпадающие доходы на оказание услуг по передаче электрической энергии за 2020 год, поскольку Приказ N 416-ЭЭ является незаконным.
Таким образом, поскольку Приказ N 419-ЭЭ в оспариваемой части не соответствует приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании его недействующим, с возложением на орган регулирования обязанности принять заменяющий акт.
Приказ N 419-ЭЭ подлежит признанию недействующим со дня принятия, поскольку имеет ограниченный срок действия, признание его недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права.
В связи с удовлетворением требований административного истца судебная коллегия на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска - 9000 рублей и при подаче апелляционной жалобы - 3000 рублей, всего - 12000 рублей.
В соответствии с положениями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 20 июня 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать недействующим с даты принятия приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 09 декабря 2021 года N 416-ЭЭ "О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года N 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года N 755-ЭЭ".
Признать недействующим с даты принятия приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 09 декабря 2021 года N 419-ЭЭ "О корректировке на 2022 год необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на долгосрочные периоды регулирования для сетевых организаций в Новосибирской области" в части установления необходимой валовой выручки на 2022 год для акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Забайкальский" (пункт 5 таблицы Приложения N1 к Приказу N 419-ЭЭ) и в части установления индивидуальных тарифов для расчетов между сетевыми организациями АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Забайкальский" и АО "Региональные электрические сети" (пункт 5 таблицы Приложения N2 к Приказу N 419-ЭЭ).
Возложить обязанность на Департамент по тарифам Новосибирской области принять нормативный правовой акт заменяющий Приказ N 419-ЭЭ в признанной недействующей части.
Взыскать с Департамента по тарифам Новосибирской области в пользу акционерного общества "Оборонэнерго" расходы по оплате государственной пошлины в размере 7500 рублей.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вынесения апелляционного определения на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области http://www.pravo.gov.ru.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Новосибирский областной суд.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 02 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.