Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Кадочниковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-413/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" к Министерству тарифной политики Красноярского края о признании недействующими нормативных правовых актов, по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО", Министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 06 июня 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство, орган регулирования) от 29 декабря 2020 года N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы" (далее - Приказ от 29 декабря 2020 года N 69-э), опубликованным 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru, для общества с ограниченной ответственностью "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" (далее - ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО", Общество) на 2021 год установлен базовый уровень подконтрольных расходов в размере 136, 11121 млн. руб. (пункт 23 приложения N 1) и необходимая валовая выручка в размере 362 664, 51 тыс. руб. (пункт 23 приложения N 2).
Приказом Министерства от 29 декабря 2021 года N 94-э "О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 года N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы" (далее - Приказ от 29 декабря 2021 года N 94-э), опубликованным 29 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru, произведена корректировка необходимой валовой выручки ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2022 год, которая утверждена в размере 455 122, 25 тыс. руб. (пункт 21 приложения к Приказу от 29 декабря 2021 года N 94-э - пункт 21 приложения N 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года N 69-э).
Приказом Министерства от 29 декабря 2021 года N 93-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ от 29 декабря 2021 года N 93-э), опубликованным 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru, утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края.
Приказом Министерства от 28 января 2022 года N 3-э "Об исправлении технических ошибок в Приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ от 28 января 2022 года N 3-э), опубликованный 28 января 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru, в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п (далее - Приказ РЭК от 19 декабря 2013 года N 445-п) внесены изменения.
Пунктами 25, 26, 151, 152, 163, 164, 165, 166, 177, 178 приложения к Приказу от 28 января 2022 года N 3-э (приложение N 9 к Приказу РЭК от 19 декабря 2013 года N 445-п) на 2021-2025 годы установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края: с одной стороны ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО", с другой стороны - обществом с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" (пункты 25-26), обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (пункты 151-152), филиалом "Красноярскэнерго" публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (пункты 163-164), акционерным обществом "Красноярская региональная энергетическая компания" (пункты 165-166), обществом с ограниченной ответственностью "Электрические сети Сибири" (пункты 177-178).
ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункт 21 приложения N 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года N 69-э (в редакции Приказа от 29 декабря 2021 года N 94-э) в части установления для ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2022 год необходимой валовой выручки в размере 455 122, 25 тыс. руб.; пунктов 25, 26, 151, 152, 163, 164, 165, 166, 177, 178 приложения N 9 к Приказу РЭК от 19 декабря 2013 года N 445-п (в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 10 марта 2022 года N 16-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями"); возложении на Министерство обязанности принять замещающие нормативные правовые акты; взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что орган регулирования при корректировке необходимой валовой выручки на 2022 год не учел решение Красноярского краевого суда от 28 декабря 2020 года, которым был признан недействующим Приказ РЭК от 19 декабря 2011 года N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края" (в редакции Приказа от 26 декабря 2019 года N 572-п) в части установления для ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2020 год необходимой валовой выручки в размере 398 886, 00 тыс. руб, на Министерство возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. Во исполнение данного решения Министерство приняло приказ от 9 июля 2021 года N 23-э "О внесении изменения в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2011 года N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края", которым утвердило для ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2020 год необходимую валовую выручку в размере 420 060, 05 тыс. руб. При установлении необходимой валовой выручки на 2022 год Министерство произвело корректировку ранее утвержденной необходимой валовой выручки на 2020 год (398 886, 00 тыс. руб.), без учета того, что необходимая валовая выручка на 2020 год была увеличена (420 060, 05 тыс. руб.) во исполнение решения суда. При корректировке тарифов с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию, Министерство осуществило корректировку необходимой валовой выручки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2019 год, в то время как должно было осуществлять корректировку на 2020 год. Кроме того, Министерство неверно определило величину мощности и объем передаваемой энергии на 2022 год.
Решением Красноярского краевого суда от 06 июня 2022 года административные исковые требования удовлетворены, оспариваемые положения нормативных правовых актов признаны недействующими с даты их принятия, возложена обязанность на административного ответчика принять заменяющие акты, взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель Министерства ФИО4 просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что у Министерства отсутствует обязанность при корректировке необходимой валовой выручки на 2022 года учитывать размер необходимой валовой выручки, установленный на 2020 год во исполнение решения Красноярского краевого суда от 28 декабря 2020 года, в отсутствие прямого на это указания.
В апелляционной жалобе директор ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" ФИО5 просит решение суда изменить, указывая на несогласие с выводами суда о правильном определении органом регулирования величины полезного отпуска электроэнергии. Объем мощности на 2022 года определен Министерством на основании данных представленных ООО "КрайЭнерго", данные по объемам передачи мощности на 2022 год не были согласованы с Обществом. Также не учтено, что ООО "КрайЭнерго" не является энергосбытовой организацией.
На апелляционную жалобу ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" прокуратурой Красноярского края поданы возражения; Обществом поданы возражения на апелляционную жалобу Министерства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав представителей ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" ФИО5 и ФИО11, представителя Министерства ФИО6, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, представителя ПАО "Россети Сибирь" ФИО7, полагавшую апелляционную жалобу Министерства обоснованной, заключение прокурора Мищенко Е.Ю, полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года N 380-п, в компетенцию Министерства тарифной политики Красноярского края входит установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы и по этим основаниям не обжалуются.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
В силу пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2) индивидуальные тарифы определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, то есть выручкой по котловым тарифам, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций), то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования. Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВтxч без разбивки по напряжениям. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Регулирующие органы при установлении регулируемых цен (тарифов) принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов (пункт 7 Основ ценообразования).
Таким образом, в необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.
ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края; регулирование тарифов осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки; регулируемый период деятельности 2021-2025 годы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Красноярского краевого суда от 28 декабря 2020 года по административному делу N 3а-585/2020 признан недействующим Приказ РЭК от 19 декабря 2011 года N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края" (в редакции Приказа от 26 декабря 2019 года N 572-п) в части установления для ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2020 год необходимой валовой выручки в размере 398 886, 00 тыс. руб.
Во исполнение данного решения Министерство приняло приказ от 09 июля 2021 года N 23-э "О внесении изменения в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2011 года N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края" (далее - Приказ от 9 июля 2021 года N 23-э), которым утвердило для ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2020 год необходимую валовую выручку в размере 420 060, 05 тыс. руб, т.е. необходимая валовая выручка для ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2020 год увеличена до 420 060, 05 тыс. руб.
При корректировке необходимой валовой выручки на 2022 год для Общества органом регулирования не было учтено решение Красноярского краевого суда от 28 декабря 2020 года и приказ Министерства от 09 июля 2021 года N23-э, что повлекло установление экономически необоснованного индивидуального тарифа.
Как правильно указал суд первой инстанции, при корректировке необходимой валовой выручки на 2022 год орган регулирования должен был исходить из экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки на 2020 год, а отсутствие в решении Красноярского краевого суда от 28 декабря 2020 года указания на какие-либо иные обязанности Министерства, помимо принятия заменяющего нормативного правового акта, не освобождает орган регулирования от выполнения требования законодательства об установлении необходимой валовой выручки и тарифов в экономически обоснованном размере, в связи с чем доводы апелляционной жалобы Министерства в указанной части являются необоснованными.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о необоснованности доводов административного истца о неверном определении регулирующим органом величины полезного отпуска электрической энергии.
Согласно подпункту 5 пункта 7 Методических указаний N 98-э, перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации.
Как установлено судом, письмами от 31 марта 2021 года и от 30 сентября 2021 года административный истец направил в Министерство сведения о согласованных со сбытовыми организациями, в числе которых ООО "КрайЭнерго", на 2022 год объемах передаваемой электрической энергии (мощности).
Заявленный объем передачи электрической энергии из сетей ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" в сети ООО "КрайЭнерго" на 2022 год был указан 3 522 тыс. кВт/ч.
Письмом от 8 декабря 2021 года ООО "КрайЭнерго" представило в Министерство данные об объемах передачи электрической энергии из сетей ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" в сети ООО "КрайЭнерго" на 2022 год в размере 170 773, 567 тыс. кВт/ч. Данная величина была учтена органом регулирования при корректировке необходимой валовой выручки на 2022 год.
Судом верно указано, что несогласование представленных ООО "КрайЭнерго" в Министерство сведений об объемах передачи электрической энергии с ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" не свидетельствует о неверном определении плановых значений данного показателя.
Кроме того, из заключения о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2022 год, представленных актов выполненных работ между ООО "КрайЭнерго" и ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО", следует ежегодный рост объема передачи мощности, что обосновывает планирование органом регулирования на 2022 год повышенного объема.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что органом регулирования неверно применена формула 8, содержащаяся в пункте 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N98-э) в части определения года при учете изменений полезного отпуска.
Из пункта 5.1.5 заключения о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2022 год следует, что произведена корректировка необходимой валовой выручки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергии, которая составила (-) 23 623, 08 тыс. руб, органом регулирования были использованы фактические данные за 2019 год.
Однако согласно формуле 8 Методических указаний N98-э, годом "i" является год долгосрочного периода регулирования, т.е. 2022 года, а годом "i-2" - 2020 года (2022-2=2020), соответственно органом регулирования корректировка необходимой валовой выручки на 2022 года с учетом полезного отпуска за 2019 год произведена неверно.
Таким образом, судебная коллегия находит неправильным вывод суда первой инстанции о том, что корректировка необходимой валовой выручки на 2022 год с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию, определенная на основании фактических данных 2019 года, не противоречит законодательству.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых положений нормативных правовых актов недействующими, что соответствует положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемое решение является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 06 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО", Министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 07 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.