Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Ненашевой Е.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-546/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" к Правительству Иркутской области о признании незаконным распоряжения Правительства Иркутской области N 759-рп от 21 декабря 2021 года "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год" в части невключения в него принадлежащего ООО "Транснефть-Восток" нежилого здания, по апелляционной жалобе административного истца общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" на решение Иркутского областного суда от 28 июня 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" (далее - ООО "Транснефть-Восток", Общество) обратилось в суд к Правительству Иркутской области о признании незаконным распоряжения Правительства Иркутской области N 759-рп от 21 декабря 2021 года (далее также - Распоряжение N 759-рп) в части невключения принадлежащего ООО "Транснефть-Восток" в 2022 году нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год); обязании Правительства Иркутской области с даты вступления судебного акта в законную силу внести изменения в Распоряжение N 759-рп в части включения нежилого здания с кадастровым номером N, взыскании государственной пошлины, уплаченной при подаче настоящего административного искового заявления.
Требования мотивированы тем, что ООО "Транснефть-Восток" с 11 ноября 2013 года является собственником спорного объекта недвижимости, который находится в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "для размещения административно-бытового корпуса". Письмом от 12 ноября 2021 года N Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) отказало ООО "Транснефть - Восток" включить нежилое здание с кадастровым номером N в Перечень на 2022 год. Административный истец считает, что при формировании Перечня на 2022 год Правительством Иркутской области было допущено неправомерное бездействие в виде невключения в него объекта недвижимости ООО "Транснефть-Восток", в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, что нарушает законные права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Невключение спорного объекта в Перечень на 2022 год, при наличии на то законных оснований, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет для административного истца уплату налога в спорный налоговый период в большем размере, что ухудшает положение налогоплательщика и нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Иркутского областного суда от 28 июня 2023 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении и указывая, что выводы суда не основаны на законе, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Транснефть-Восток" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
27 сентября 2021 года ООО "Транснефть-Восток" обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области о включении спорного объекта недвижимости в Перечень на 2022 год.
В ответе от 14 октября 2021 года за N Министерство указало, что включить в Перечень на 2022 год данное нежилого здания не представляется возможным, так как его наименование не позволяет однозначно отнести его к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
27 октября 2021 года Общество дополнительно к ранее представленной копии Технического паспорта на нежилое здание с кадастровым номером N представило в Министерство копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок общей площадью 16 685 кв.м с кадастровым номером N, согласно которому земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для размещения административно-бытового корпуса.
Письмом от 12 ноября 2021 года N Министерство сообщило ООО "Транснефть-Восток", что нежилое здание с кадастровым номером N, находящееся в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для размещения административно-бытового корпуса" однозначно не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного или коммерческого использования, в связи с чем основания для включения данного объекта в Перечень на 2022 год по критериям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Также Министерство сообщило, что принято распоряжение от 29 октября 2021 года N 1543/з "О проведении мероприятий по определению фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" в отношении объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Транснефть-Восток", проведение фактического обследования здания запланировано с 08 ноября 2021 года по 28 февраля 2022 года.
Материалами дела установлено, что фактическое обследование спорного объекта недвижимости было проведено 21 декабря 2021 года, о чем составлен акт визуального осмотра объекта недвижимости, в котором указано, что здание используется как административное.
21 января 2022 года составлено заключение об определении вида фактического использования здания (строения, сооружения), помещения для целей налогообложения, в отношении нежилого здания с кадастровым номером N.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку проверка фактического использования, принадлежащего административному истцу нежилого здания, на момент принятия оспариваемого нормативного акта не была завершена, отсутствовали правовые основания для включения этого нежилого здания в Перечень на 2022 год.
Однако судом первой инстанции не учтены следующие положения процессуального законодательства.
В части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оспаривание нормативного правового акта производится посредством подачи административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает обязанность суда при рассмотрении спора об оспаривании нормативно-правового акта выяснять нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Как указано выше, Общество оспаривает распоряжение Правительства Иркутской области N 759-рп от 21 декабря 2021 года "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год".
Однако данный нормативный правовой акт к административному истцу не применялся, поскольку принадлежащее ООО "Транснефть-Восток" нежилое здание с кадастровым номером N в Перечень на 2022 год не включено, Общество не является субъектом отношений, регулируемых Распоряжением N 759-рп. Доказательств нарушения прав Общества оспариваемым нормативным правовым актом не представлено.
Как следует из административного искового заявления и пояснений представителя административного истца, фактически ООО "Транснефть-Восток" оспаривается бездействие органа исполнительной власти по невключению в Перечень на 2022 год принадлежащего ему объекта недвижимого имущества, что подлежит рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что административный истец, обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта, избрал неправильный способ защиты права.
Суд первой инстанции данные обстоятельства не учел, рассмотрев административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, фактически оценив действия (бездействие) административного ответчика по невключению объекта недвижимости в Перечень на 2022 год, признав бездействие обоснованным по причине отсутствия результатов проверки фактического использования здания на момент принятия нормативного правового акта.
Вместе с тем оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку суд первой инстанции в удовлетворении административных исковых требований отказал, что и надлежало принять в связи с неверным выбранным способом защиты права административного истца.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы (представления) через Иркутский областной суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Г.Н. Никитина
Е.Н. Ненашева
Мотивированное апелляционное определение составлено 08 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.