Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Красиковой О.Е, Ненашевой Е.Н, при секретаре судебного заседания Банниковой В.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-28/2022) по административному исковому заявлению ПАО "Камчатскэнерго" о признании недействующим в части нормативного правового акта, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 19 августа 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя ПАО "Камчатскэнерго" Токарева А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 30 ноября 2015 года N 596 (в редакции приказа от 13 мая 2019 года N 334) утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в Петропавловск-Камчатском городском округе Камчатского края (далее - Приказ). Для закрытой сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцосушителями для ТЭЦ данные нормативы установлены в размере 0, 0713 Гкал на 1 кубический метр, для котельных - в размере 0, 0709 Гкал на 1 кубический метр. Приказ от 13 мая 2009 года N 334 распространен на правоотношения, возникшие с 1 июля 2019 года.
С 1 января 2021 года действуют нормативы, установленные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 02 декабря 2020 года N 20-1025.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа N 596 (в редакции приказа N 334) в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в закрытой сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцосушителями для публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" для ТЭЦ - 0, 0713 Гкал на 1 кубический метр, для котельных - 0, 0709 Гкал на 1 кубический метр. В обосновании заявленных требований указывает, что административным ответчиком в нарушении положения Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применен расчетный метод установления норматива, при этом, не истребованы необходимые сведения для применения метода аналогов, что привело к установлению норматива, не обеспечивающего административному истцу компенсацию израсходованной тепловой энергии.
Решением Камчатского краевого суда от 19 августа 2022 года административное исковое заявление ПАО "Камчатскэнерго" удовлетворено.
Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 30 ноября 2015 года N 596 (в редакции от 13 мая 2019 года N 334) "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подгорев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в Петропавловск-Камчатском городском округе Камчатского края" в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в закрытой сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцосушителями для публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" для ТЭЦ - 0, 0713 Гкал на 1 куб.м, для котельных - 0, 0709 Гкал на 1 куб.м.
Не согласившись с решением суда административным ответчиком Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее - Министерство) подана апелляционная жалоба, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требования отказать. Указывает, что при расчете нормативов был применен расчетный метод, поскольку в Министерстве отсутствовали данные приборные учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Вопреки выводу суда, Правила не содержат предписание об обязанности уполномоченного органа на запрос каких-либо сведений при установлении нормативов. Само по себе отсутствие сведений, необходимых для установления норматива методом аналога, позволило Министерству выбрать способ установления норматива расчетным методом. Также не согласны с выводами суда о нарушении процедуры принятия нормативного акта.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца, прокурором, участвующим в деле представлены отзыв, возражения в которых просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Региональной службой по тарифам Камчатского края представлено письменное мнение, в котором выражают согласие с доводами апелляционной жалобы административного ответчика.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ПАО "Камчатскэнерго" Токарев А.В. поддержал свою позицию, отраженную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители административного ответчика, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснение явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, действующим в рамках полномочий, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 426-П, принят оспариваемый приказ.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
При этом в соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Пунктом 33 Правил N 306 предусмотрено, что представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Согласно пункту 32.1 Правил N 306 уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (пункт 32.2 Правил N 306).
Учитывая данные положения, установление нормативов, как правильно указано судом первой инстанции, предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Признавая недействующим оспариваемый норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в закрытой системе горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцосушителями, установленный расчетным методом, краевой суд, руководствуясь приведенными положениями, правильно исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов.
Представленные стороной административного ответчика таблицы расчета норматива методом аналогов обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, так как не содержат сведений об источнике информации, оборудовании домов, показаниях приборов учета, в связи с чем не позволяют проверить правильность расчета.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии обязанности сбора необходимой для использования метода аналогов информации подлежит отклонению, как основанный на ошибочном толковании закона.
Из положений пункта 9 Правил N 306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса.
Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9.1 Правил N 306).
Доводы Министерства о том, что Государственной жилищной инспекцией Камчатского края было установлено соответствие утвержденных нормативов требованиям Правил N 306, что подтверждается Актом проведения внепланового документального выездного мероприятия по государственному жилищному надзору от 30 октября 2019 года не свидетельствует о невозможности признания оспариваемого нормативного правового акта в судебном порядке.
Иные доводы жалобы апелляционной жалобы, в том числе о соблюдении процедуры принятия оспариваемого приказа не влияют на законность судебного решения ввиду наличия иных нарушений при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 19 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 16 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.