Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Красиковой О.Е, Ненашевой Е.Н, при секретаре Акматовой О.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-129/2022) по административному исковому заявлению ПАО "Россети Сибирь" о признании недействующей строки 6.3 таблицы приложения N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 693-НПА "Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год", по апелляционной жалобе административного истца ПАО "Россети Сибирь" на решение Забайкальского краевого суда от 30 августа 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения представителя ПАО "Россети Сибирь" Третьяковой О.А, представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 693-НПА установлены стандартизированные тарифные ставки, ставки за единицу максимальной мощности и формул для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год (далее - приказ N 693-НПА).
Приказами РСТ Забайкальского края от 21 января 2022 года N 8-НПА, от 1 апреля 2022 года N 45-НПА, от 8 апреля 2022 года N 57-НПА, от 13 мая 2022 года N 77-НПА, от 15 июля 2022 года N 144-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года N 693-НПА внесены изменения. В том числе приказом от 8 апреля 2022 года N 57-НПА таблица приложения N 1 дополнена строкой 6.3.
Приложением N 1 к приказу N 693-НПА установлены стандартизированные тарифные ставки для расчета размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевых организаций на территории Забайкальского края на 2022 год.
Строкой 6.3 приложения N1 установлена стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) C7.2.4 для двухтрансформаторных подстанций мощностью от 16 МВА до 25 МВА включительно уровнем напряжения 110/(6)10 кВ составляет 19 140, 03 руб./кВт рублей в ценах 2022 года, без НДС (для территорий городских населенных пунктов и для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам).
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество) обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказ N 693-НПА в части строки 6.3 таблицы приложения N 1. В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемое положение не соответствует пункту 1 статьи 6, части 2 статьи 23, абзацу 5 части 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 27 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 года N 1135/17. Считает неверным применение административным ответчиком показателя мощности трансформатора 25 МВА (22 250 кВт), в то время как необходимо было исходить из объема максимальной мощности, указанной заявителем в заявке на технологическое присоединение 16 МВт (16 000 кВт). В результате различного подхода при расчете стандартизированной тарифной ставки (с учетом установленной мощности трансформатора) и при ее применении при расчете платы за технологическое присоединение (с учетом объема мощности, указанной заявителем в заявке на технологическое присоединение) применение стандартизированной тарифной ставки С7.2.4 не покрывает расходы сетевой организации на строительство подстанции. При этом полагает, что у РСТ Забайкальского края имелась возможность установить стандартизированную тарифную ставку С7.i на покрытие расходов сетевой организации на строительство двухтрансформаторных подстанций мощностью не в диапазоне 16 - 25 МВА, а непосредственно для подстанции мощностью 16 МВт.
Решением Забайкальского краевого суда от 30 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления ПАО "Россети Сибирь" отказано.
На указанное решение, представителем ПАО "Россети Сибирь" Третьяковой О.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на неприменение норм материального права, подлежащего применению, и неверное истолкование норм материального права. Не согласна с отклонением судом первой инстанции довода административного истца о том, что в качестве делителя должна выступать заявленная максимальная мощность энергопринимающих устройств. Также указывает о несогласии с выводом суда о преждевременности выводов Общества об убытках. Кроме того, считает, что административным ответчиком неверно применено письмо ФАС России от 07 сентября 2020 года N СП/77267/20, поскольку данное письмо разъясняет порядок расчета ставок за единицу максимальной мощности, которые не устанавливаются для расчета платы за осуществление мероприятий по строительству подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше, что в указанном случае неприменимо. А также указывает, что административный ответчик мог установить ставку С7.2.4 на покрытие расходов сетевой организации на строительство двухтрансформаторных подстанций мощностью от 16 МВА до 25 МВА включительно с примечанием, что установленная ставка применяется для заявителей с максимальной мощностью 16 МВт.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края, Служба), прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ПАО "Россети Сибирь" Третьякова О.А, участвующая в деле с использование видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожкова О.Н. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, а также действовавших на момент издания оспариваемого приказа Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 года N 1135/17 (далее - Методические указания N 1135/17).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196 региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, в т.ч. осуществляет государственное управление и регулирование цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 13.2.1.7 положения следует, что Служба устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы
Как правильно установлено судом первой инстанции, приказ N 693-НПА, а также последующие приказы, вносящие в него изменения, приняты уполномоченным органом, в установленном порядке опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http:/право.забайкальский край.рф) и по этим основаниям не обжалуются.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 4 и 6 пункта 87 Основ ценообразования, размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (далее - методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям).
Размер стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики заявителя, с учетом положений абзацев третьего и четвертого настоящего пункта.
Пунктом 40 Методических указаний N 1135/17 предусмотрено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций по индивидуальному проекту устанавливается только при наличии оснований, предусмотренных главой III Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861.
Пунктом 28 указанных Правил установлены критерии наличия технической возможности технологического присоединения.
При этом, из пункта 29 Правил следует, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом (пункт 30 Правил).
Проанализировав положения пунктов 7, 14, 24, 41 Методических указаний N 1135/17 краевой суд сделал правильный вывод о том, что плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту рассчитывается регулирующим органом по обращении сетевой организации с применением стандартизированных тарифных ставок. Если выданные технические условия предусматривают мероприятия по строительству объектов "последней мили", по которым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стандартизированные тарифные ставки на период регулирования не установлены, то соответствующие стандартизированные тарифные ставки дополнительно устанавливаются в течение 30 рабочих дней.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО "Новая рудная компания" подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" энергопринимающих устройств со следующими техническими параметрами: объекты Лугинского месторождения; максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 16000 кВт, при напряжении 6 кВ; количество и мощность присоединяемых к сети трансформаторов 19 шт.2 х 1000 кВА; заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения - II при максимальной мощности 16000 кВт.
Согласно разработанным сетевой организацией техническим условиям на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Новая рудная компания" к электрическим сетям ПАО "Россети Сибирь" требуется осуществить строительство новой подстанции 110 кВ с двумя силовыми трансформаторами 110/6 кВ номинальной мощностью 25 МВА каждый, строительство ВЛ-110 кВ от ОРУ подстанции 220 кВ Быстринская до новой подстанции 110 кВ, расширение ОРУ 110 кВ подстанции 220 кВ Быстринская на одну ячейку 110 кВ для присоединения ВЛ 110 кВ, строительство ВЛ-110 кВ от ОРУ 110 кВ подстанции 110 кВ Ново-Широкая до новой подстанции 110 кВ, установку комплектного распределительного устройства наружной установки (КРН, КРУН) на подстанции 110 кВ Ново-Широкая для создания точки присоединения новой ЛЭП 110 кВ, строительство распределительной сети 6 кВ от РУ 6 кВ вновь сооружаемой подстанции 110 кВ.
Используя формулу перевода одного кВА в один кВт, содержащуюся в пункте 20 Методических указаний N 1135/17, судом первой инстанции установлено, что трансформатор с номинальной мощностью 16 МВА не обеспечивает выдачу заявленной ООО "Новая рудная компания" мощности 16 МВт.
При этом, учитывая, что в диапазоне от 16 МВА до 25 МВА трансформаторы отсутствуют, предусмотренная техническими условиями установка трансформатора номинальной мощностью 25 МВА, является обоснованной.
Согласно пункту 11 Методических указаний N 1135/17 экономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили", на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов согласно приложению N 1 к Методическим указаниям) за три предыдущих года по каждому мероприятию.
В случае если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки либо не осуществлялось обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний N 1135/17, стандартизированные тарифные ставки С2, С3, С4, С5, С6, С7, С8 рассчитываются регулирующим органом на основании сводной информации, представленной территориальными сетевыми организациями в соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям, раздельно для случаев технологического присоединения на территории городских населенных пунктов и территорий, не относящихся к территориям городских населенных пунктов.
Учитывая, что территориальной сетевой организацией в орган регулирования как фактические данные, так и сметные расчеты представлены не были, в связи с чем осуществить расчет стандартизированной тарифной ставки С7 по правилам пункта 27 Методических указаний N 1135/17 регулирующему органу не представлялось возможным, расчет стандартизированной тарифной ставки был произведен с использованием укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 17 января 2019 года N 10 (далее - Правила N 10).
Согласно пунктам 33, 33.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под сметными нормативами понимаются сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм; под укрупненным нормативом цены строительства - показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
Пунктом 1 Правил N 10 предусмотрено, что настоящие укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства (далее - УНЦ) разработаны в целях определения объема финансовых потребностей, который не должны превышать:
объем финансовых потребностей, необходимый для строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов электросетевого хозяйства, являющихся объектами капитального строительства, предусмотренный утверждаемыми инвестиционными программами субъектов электроэнергетики;
фактическая стоимость строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов электросетевого хозяйства, являющихся объектами капитального строительства, введенных в эксплуатацию в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, используемая для определения размера активов регулируемой организации, который учитывается при определении величины базы инвестированного капитала на каждый очередной год долгосрочного периода регулирования и на 1-й год очередного долгосрочного периода регулирования;
стоимость строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов электросетевого хозяйства, являющихся объектами капитального строительства, определяемая в соответствии с утвержденными инвестиционными программами сетевых организаций, используемая для определения стоимости активов, которая учитывается при определении величины базы инвестированного капитала на каждый очередной год долгосрочного периода регулирования и на 1-й год очередного долгосрочного периода регулирования.
В соответствии с пунктами 7, 8 Правил N 10, УНЦ предусматривают показатели стоимости в отношении следующих единиц измерения: 1 Мвар, 1 МВА, 1 ячейка, 1 объект, 1 км (м), 1 км (м) по трассе, 1 км ВЛ, 1 м периметра ПС, 100 км (м), 1 м2, 1 м2 здания, 1 га, 1 ед, 1 переход, 1 кВт, 1 система, 1 точка учета, 1 точка наблюдения, 1 точка доступа, 1 присоединение, 1 тн опор, 1 опора, 1 РУ, 1 ВЛ, 1 шт.
Объем финансовых потребностей с использованием УНЦ определяется на основе утвержденных электросетевой организацией технических и количественных показателей технологических решений капитального строительства объектов электросетевого хозяйства.
Порядок расчета стандартизированных тарифных ставок на основании сметного расчета либо исходя из укрупненных нормативов цен законодателем не регламентирован, в связи с чем произведенный тарифным органом расчет стандартизированной ставки С7 методом математического расчёта, а именно методом деления является правильным и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не противоречит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при строительстве двухтрансформаторной подстанции мощностью 25 МВА стандартизированная тарифная ставка должна рассчитываться исходя из 25 МВА.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что при расчете стандартизированной тарифной ставки должны использоваться данные о заявленной максимальной мощности (в рассматриваемом случае 16 000 кВт) были предметом оценки в краевом суде и суд обоснованно нашел их ошибочными.
Пункт 27 Методических указаний N 1135/17, на который ссылается Общество в обосновании своей жалобы, устанавливает порядок расчета стандартизированных тарифных ставок на основании фактических данных, представленных территориальными органами, тогда как в данном случае стандартизированная тарифная ставка рассчитывалась на основании укрупненных нормативов цены.
Согласно приложению N 6 к Методическим указаниям N 1135/17 стандартизированная тарифная ставка С7 дифференцирована в зависимости от вида, мощности подстанции (С7.1.1, С7.1.2, С7.1.3, С7.1.4, С7.1.5, С7.1.6, С7.1.7, С7.1.8, С7.1.9, С7.1.10, С7.2.1, С7.2.2, С7.2.3, С7.2.4, С7.2.5, С7.2.6, С7.2.7, С7.2.8, С7.2.9, С7.2.10), внутри которой каждая ставка дифференцирована в зависимости от уровня напряжения подстанции, раздельно для городских населенных пунктов и территорий, не относящихся к территориям городских населенных пунктов.
Перечень стандартизированных тарифных ставок, указанных в данном приложении, вопреки доводам апелляционной жалобы, является закрытым. В связи с чем доводы административного истца о возможности установления стандартизированной тарифной ставки, в том числе С7.2.4.1 для двухтрансформаторных подстанций судом обоснованно отклонены.
Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе о необоснованности ссылки на письмо ФАС России от 07 сентября 2020 года N СП/77267/20, о несогласии с судом о преждевременности выводов об убытках выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не содержат оснований, признанных процессуальным законом безусловным поводом для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 30 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ПАО "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 21 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.