Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Тертишниковой Л.А, Сучковой Е.Г, при секретаре судебного заседания Зубановой Т.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-324/2022 по административному исковому заявлению Акционерного общества "Владивостокский бутощебеночный завод" об оспаривании решения Краевого государственного бюджетного учреждения "Центр кадастровой оценки Приморского края" об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости
по апелляционной жалобе Акционерного общества "Владивостокский бутощебеночный завод" на решение Приморского краевого суда от 27 сентября 2022 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Тертишниковой Л.А, выслушав объяснения представителя Акционерного общества "Владивостокский бутощебеночный завод" Понитаева В.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" Литвинова А.Д, представителя администрации города Владивостока Герасимова Е.В, судебная коллегия
установила:
АО "Владивостокский бутощебеночный завод" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10786, обязании повторно рассмотреть заявление о перерасчете.
В обоснование указано, что общество являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10438. Решением Приморского краевого суда от 25 января 2022 года по делу N 3а-55/2022 установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 10 088 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года. После раздела указанного земельного участка в отношении земельного участка 25:28:040011:10786 установлена кадастровая стоимость в размере 13 288 783, 54 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10787 в размере 2 640 458, 9 рублей, тогда как кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040011:10786 и 25:28:040011:10787 должна быть определена пропорционально площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10438.
Решением Приморского краевого суда от 27 сентября 2022 года исковые требования АО "Владивостокский бутощебеночный завод" оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель АО "Владивостокский бутощебеночный завод" Золотарева А.Р. просит вышеуказанное решение отменить, удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
В обоснование своей позиции указывает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10786 КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" проводилась в 2021 году государственная кадастровая оценка на основании Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минэконоразвития России от 12 мая 2017 N 226. В рассматриваемом случае государственная оценка не проводилась. Вывод о том, что Центр кадастровой оценки Приморского края обоснованно рассчитал кадастровую стоимость объекта недвижимости, образованного в результате межевания путем раздела, ошибочен, поскольку в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, выдела из земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. При этом кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка определяется пропорционально изменению его площади. Учитывая, что кадастровая стоимость на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040011:10438 установлена на основании решения суда в размере 10 088 000 рублей, то кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040011:10786, 25:28:040011:10787 должна быть определена пропорционально его площади и составлять в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10786 - 8 415 795, 59 рублей, 25:28:040011:10787 - 1 672 204, 41 рубля.
Административный ответчик не должен был руководствоваться результатами последней государственной оценки, утвержденными по состоянию на 01 января 2020 года Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 N 87-П, поскольку ее результаты были оспорены в судебном порядке.
Представителем Бюджетного учреждения Приморского края, представителем администрации города Владивостока поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи на базе Приморского краевого суда представитель АО "Владивостокский бутощебеночный завод" Понитаев В.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, против которых возражали представитель КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" Литвинов А.Д, представитель администрации города Владивостока Герасимов Е.В.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, пояснения сторон, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" даны разъяснения о том, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 237-ФЗ.
Из материалов административного дела следует, что АО "Владивостокский бутощебеночный завод" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10438, площадью 6 262 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание (лит. 1, 1 А, контора завода). Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Руднева, д. 17.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10438 по состоянию на 01 января 2020 года была утверждена в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года N 87-П в размере 20 554 229, 14 рублей.
Решением Приморского краевого суда от 25 января 2022 по делу N 3а-55/2022 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10438 в размере, равном его рыночной стоимости - 10 088 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
По земельному участку с кадастровым номером 25:28:040011:10438 в августе 2021 года проведены работы по межеванию, в результате которых образованы два новых земельных участка с кадастровыми номерами 25:28:040011:10786, площадью 5 224 кв. м, и 25:28:040011:10787, площадью 1 038 кв.м.
Сведения о государственной регистрации в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10786, площадью 5 224 кв. м, расположенного по адресу Приморский край, г. Владивосток, ул. Руднева, д. 17, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 сентября 2021 года.
На основании акта КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" об утверждении кадастровой стоимости АЗУ/25/2021/000234 от 12 октября 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10786 установлена кадастровая стоимость в размере 13 288 783, 54 рублей по состоянию на 28 сентября 2021 года.
25 апреля 2022 года АО "Владивостокский бутощебеночный завод" обратилось в КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края" (далее - Бюджетное учреждение, КГКУ "ЦКО") с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10786, заключающейся в том, что кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040011:10786 и 25:28:040011:10787 должна быть определена пропорционально площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10438, кадастровая стоимость которого была ранее оспорена.
Решением Бюджетного учреждения Приморского края N 171/2022 от 23 мая 2022 года административному истцу отказано в удовлетворении заявления об исправлении ошибки и пересчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040011:10786 и 25:28:040011:10787, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости оставлена без изменения. В обоснование принятого решения указано, что вышеназванные объекты являются вновь образованными и их кадастровая стоимость определена в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, при этом Приказ Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 не применялся. Решение Приморского краевого суда от 25 января 2022 по делу N 3а-55/2022 не является доказательством наличия ошибок.
Административный истец, оспаривая решение КГБУ "ЦКО", полагал, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10438 установлена на основании решения суда в размере 10 088 000 рублей, то кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040011:10786, 25:28:040011:10787 должна быть определена на основании Приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 пропорционально его площади и должна составлять в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:10786 - 8 415 795, 59 рублей, 25:28:040011:10787 - 1 672 204, 41 рубля.
Приморский краевой суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что Бюджетное учреждение Приморского края обоснованно отказало в перерасчете кадастровой стоимости, поскольку подзаконными к Федеральному закону от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" являлись Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, которые обоснованно были использованы бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами Приморского краевого суда, находит их обоснованными и принятыми с соблюдением норм действующего законодательства.
При этом доводы апеллянта о том, что кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040011:10786, 25:28:040011:10787 должна быть определена на основании Приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 пропорционально их площади относительно исходного земельного участка, не могут быть признаны обоснованными, поскольку Приказ Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", содержащий в пункте 23 соответствующие положения, на которые ссылается административный истец, принят в соответствии с частью первой статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", тогда как в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 21 декабря 2017 года N 536-па на территории Приморского края с 1 января 2018 года государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Данные методические указания утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 N226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (документ утратил силу 28 марта 2022 года, однако указания, действовали и приведены в редакции на дату оценки - 28 сентября 2021 года) (далее - Методические указания N 226, Указания).
Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости. Результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (пункты 12.1, 12.2 Указаний).
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 25:28:040011:10786 был образован 28 сентября 2021 года - после массовой кадастровой оценки, проведенной в Приморском крае в 2020 году, то его кадастровая стоимость, как вновь образованного, была определена бюджетным учреждением в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226.
Довод жалобы о том, что административный ответчик не должен был руководствоваться результатами последней государственной оценки, утвержденными по состоянию на 01 января 2020 года Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года N 87-П, поскольку ее результаты были оспорены в судебном порядке, где решением Приморского краевого суда от 25 января 2022 года по делу N 3а-55/2022 установлена кадастровая стоимость земельного участка 25:28:040011:10438 в размере его рыночной стоимости 10 088 000 рублей, не могут повлечь отмену по существу верного решения, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, так как указанным постановлением, помимо кадастровой стоимости конкретных земельных участков, утверждены соответствующие удельные показатели кадастровой стоимости (УПКС) земельных участков (руб./кв.м.) на территории Приморского края, которые могут быть использованы для определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости.
Учитывая приведенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Бюджетного учреждения Приморского края N 171/2022 от 23 мая 2022 года является законным и обоснованным, принятым в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на переоценку выводов суда, в связи с чем, не могут служить основаниями к его отмене.
Судебная коллегия признает, что суд установилвсе имеющие значение для дела обстоятельства, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Владивостокский бутощебеночный завод" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) через Приморский краевой суд в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.