Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зюлин М.А., рассмотрев жалобу защитника Якушева М.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 22 октября 2019 года, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 22 октября 2019 года, ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник Якушев М.А. просит отменить судебные постановления, вынесенные в отношении ОАО "РЖД" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров (далее - Положение о лицензировании).
Подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании установлено требование о соблюдение лицензиатом порядка и условий осуществления перевозок пассажиров, которые установлены федеральными законами "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в части требований к перевозчику, в том числе правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Лицензионные требования к осуществлению указанного вида деятельности установлены Положением "О лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 221. Подпунктом "а" пункта 4 указанного Положения на лицензиата возложена обязанность соблюдения федеральных законов "О железнодорожном транспорте в РФ" и "Устав железнодорожного транспорта РФ". Подпунктом "б" пункта 4 указанного Положения установлено требование о наличии у лицензиата в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и оборудования, соответствующего установленным требованиям, а также технической и эксплуатационной документации, предусмотренным ст. 17 ФЗ N 17 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливает, что предназначенный для перевозок грузов железнодорожный подвижной состав независимо от его принадлежности должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу статьи 3 "Устава железнодорожного транспорта РФ" правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
Исходя из статьи 18 Устава грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам.
При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с п.2 ст. 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте РФ" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасность жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозки грузов, багажа и грузобагажа; экологическую безопасность.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой железнодорожным транспортом пассажиров и багажа, на основании лицензии серии ПОГ N 7706548 от 13 августа 2013 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
09 августа 2019 г. из "данные изъяты" территориального управления - филиала ОАО "РЖД" "данные изъяты" железной дороги в "данные изъяты" поступила информация о ПРОЛИВЕ (ТЕЧИ) по станции "адрес" железной дороги опасного груза КИСЛОТА СЕРНАЯ (АК N801), следовавшего по маршруту: станция отправления "адрес", грузоотправитель АО "КАРАБАШМЕДЬ", грузополучатель Филиал "КЧХК" АО "ОХК "УРАЛХИМ" в городе "адрес". По станции "адрес" течь 28 июля 2019 г. силами ОАО " "данные изъяты"" была устранена. По станции "адрес" железной дороги 29 июля 2019 г. в 13-35 ч повторно была выявлена течь опасного груза. ОАО "РЖД" является коммерческой организацией, основной уставной целью которой является извлечение прибыли. Перевозка грузов железнодорожным транспортом, осуществляется на основании договора перевозки, который в силу ст. 423, п.1 ст. 785 и ст. 790 Гражданского Кодекса РФ является возмездным договором.
Таким образом, ОАО "РЖД", являясь перевозчиком опасного груза железнодорожным транспортом общего пользования, имея соответствующую лицензию для осуществления данной деятельности, допустило аварийную ситуацию при перевозке опасного груза - сера расплавленная и совершило перевозку опасного груза железнодорожным транспортом общего пользования с нарушением условий и требований, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2003 г. N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", Положением "О лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 N 221, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При разрешении данного дела судебные инстанции правильно установили по делу фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств в их совокупности пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что общество не извещено о времени и месте проведения судебного заседания мировым судьей, нельзя признать состоятельными.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" извещено о времени и месте рассмотрения дела посредством электронной почты (л.д.131). Доказательств обратного материалы дела не содержат, с настоящей жалобой не представлено.
Избранные мировым судьей способы извещения согласуются с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Доводы жалобы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, о несоответствии выводов суда материалам дела, сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебной инстанции, не согласиться с которой оснований не имеется. Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В рассматриваемом случае суды оценили обстоятельства конкретного дела и сделали вывод о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынес законное и обоснованное решение.
При назначении наказания мировым судьей были учтены фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершенного им административного правонарушения.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 22 октября 2019 года, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Якушева М.А. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции М.А.Зюлин
Копия верна, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.