Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу защитника ООО "Кондитерская" по ордеру Б. на вступившее в законную силу постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 8 октября 2021 года (с учетом определения об исправления описки от 29 декабря 2021 года), решение судьи Московского городского суда от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Кондитерская" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тверского районного суда города Москвы от 8 октября 2021 года (с учетом определения об исправления описки от 29 декабря 2021 года), ООО "Кондитерская" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 17 мая 2022 года, постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 8 октября 2021 года (с учетом определения об исправления описки от 29 декабря 2021 года) изменено, назначен штраф в размере 125 000 рублей. В остальной части постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 8 октября 2021 года (с учетом определения об исправления описки от 29 декабря 2021 года) оставлено без изменения.
Защитник ООО "Кондитерская" по ордеру Б. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные акты за необоснованностью и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основанием для привлечения ООО "Кондитерская" по указанной норме закона послужили изложенные в оспариваемых актах выводы о том, что ООО "Кондитерская" организовало 10 июля 2021 года по адресу: "адрес" период времени с 16 часов 00 минут до 24 часов 00 минут массовое мероприятие, не являющимся публичным массовым мероприятием, с одновременном пребыванием около 200 человек в общественном месте, повлекшее нарушение санитарных норм и правил. Организаторы мероприятия разместили на внутри дворовой территории барные стойки с барбекю и напитками (в том числе алкогольными), импровизированную сцену (специально оборудованные автомобили) для выступления диджеев и артистов. Одним из организаторов данного мероприятия являлся "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий ООО "Кондитерская". Разместив видиоролик в социальной сети " "данные изъяты"" ООО "Кондитерская" на странице " "данные изъяты"", призвало к участию в указанной выше акции на внутри дворовой территории по указанному выше адресу; запланированной на 16 часов 00 минут в субботу 10 июля 2021года, указав при этом программу выступления артистов.
Вместе с тем с вынесенными по делу актами нельзя согласиться в связи со следующим.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ООО "Кондитерская" извещалось путем направления извещения по адресу: "адрес" (л.д.27), в то время как согласно выписки из ЕГРЮЛ место нахождение и адрес юридического лица указан: "адрес" аналогичный адрес указан в выписки Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: Государственный сводный реестр лицензий (л.д.12, 24). Данных о получении данного уведомления не имеется.
Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru N, отправление прибыло в место вручения ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю (л.д.28-29).
Из жалобы заявителя следует, что протокол об административном правонарушении ЦАО N от 13 августа 2021года составлен в отсутствие законного представителя ООО "Кондитерская", поскольку уведомление о времени и месте его составления было направлено по ненадлежащему месту нахождения юридического лица, вместо направления уведомления по адресу "адрес" оно было направлено по адресу: "адрес"
Несмотря на данные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями надлежащим образом не исследовался вопрос о надлежащем извещении ООО "Кондитерская" о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении.
Подобное уведомление юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о соблюдении должностным лицом административного органа требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Кондитерская" не извещено надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, данный протокол составлен в отсутствие законного представителя с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияло на законность принятых по делу актов.
В настоящее время утрачена возможность устранить допущенное нарушение путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 8 октября 2021 года (с учетом определения об исправления описки от 29 декабря 2021 года), решение судьи Московского городского суда от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Кондитерская" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения во Втором кассационном суде общей юрисдикции жалобы срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
Жалобу защитника ООО "Кондитерская" по ордеру Б. удовлетворить.
Постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 8 октября 2021 года (с учетом определения об исправления описки от 29 декабря 2021 года), решение судьи Московского городского суда от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Кондитерская" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции
Дороднов Г.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.