Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по доверенности Удиловой Е.Л. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Скляровой Александры Евгеньевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решений незаконными, заслушав доклад судьи Жудова Н.В, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Склярова Александра Евгеньевна (далее - Склярова А.Е, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений предмета иска) просила:
признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, административный ответчик) об отказе осуществить государственную регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ней и ФИО7 в отношении объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами N и расположенного на них жилого дома с кадастровым номером N; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию перехода права собственности данного недвижимого имущества на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ;
признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве об отказе осуществить государственную регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между административным истцом и "данные изъяты" в отношении объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами N и расположенного на них жилого дома с кадастровым номером N обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию перехода права собственности данного недвижимого имущества на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ;
признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве об отказе осуществить государственную регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между административным истцом и ФИО11 в отношении объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами N и расположенного на них жилого дома с кадастровым номером N; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию перехода права собственности данного недвижимого имущества на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она обратилась в Управление Росреестра по г. Москве для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на основании договоров купли-продажи в отношении земельных участков и жилых домов, при этом уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор сообщил заявителю о приостановлении регистрации, сославшись на то, что соответствующие объекты недвижимости являются самовольными постройками, жилые дома не расположены в границах отчуждаемых земельных участков, в отношении указанных объектов ведется судебное разбирательство по признанию их самовольными постройками. Впоследствии административным ответчиком приняты решения об отказе в осуществлении регистрационных действий по причине не устранения в течение срока приостановления обстоятельств, послуживших основанием для решения о приостановлении. Административный истец полагает, что при принятии данных решений государственным регистратором не учтены судебные постановления, которыми установлено, что объекты недвижимости не являются самовольными постройками, жилые дома расположены в границах земельных участков.
Решением Черемушкинского районного суда города Москвы от 27 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07 апреля 2022 года решение Черемушкинского районного суда от 27 октября 2021 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей 18 октября 2022 года, представитель административного ответчика ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07 апреля 2022 года и об оставлении в силе решения Черемушкинского районного суда от 27 октября 2021 года, ссылаясь на неверное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07 ноября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ Склярова А.Е. и ФИО10 обратились в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и ипотеки в силу закона в отношении объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" дома (назначение - жилое) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В качестве документа - основания для регистрации перехода права заявителями представлен договор купли-продажи объектов недвижимости с использованием кредитных средств N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Склярова А.Е. (продавец) передала в собственность ФИО7 (покупатель) вышеуказанные земельные участки, имеющие вид разрешенного использования - "для дачного строительства", а также вышеуказанный дом (назначение - жилое).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором на основании п.п. 22, 23 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" было приостановлено осуществление действий по государственной регистрации перехода права собственности по причине того, что спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования - "для дачного строительства", в то время как объекты капитального строительства, заявленные к регистрации перехода права, представляют собой жилые дома; по сведениям кадастра недвижимости ЕГРН отчуждаемый жилой дом с кадастровым номером N расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N и не имеет связи с земельным участком с кадастровым номером N между тем, согласно данным кадастровой карты объект с кадастровым номером N расположен на земельных участках с кадастровыми номерами N
Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, заявителями не были устранены, государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в государственной регистрации.
Одновременно, ДД.ММ.ГГГГ Склярова А.Е. и ФИО10 обратились в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и ипотеки в силу закона в отношении объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"; дома (назначение - жилое) с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"
В качестве документа - основания для регистрации перехода права заявителями представлен договор купли-продажи объектов недвижимости с использованием кредитных средств N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Склярова А.Е. (продавец) передала в собственность ФИО7 (покупатель) вышеуказанные земельные участки (вид разрешенного использования - "для дачного строительства") и дом (назначение - жилое).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор приостановил осуществление действий по государственной регистрации перехода прав собственности в отношении данных объектов недвижимости по причине того, что по сведениям кадастра недвижимости ЕГРН отчуждаемый жилой дом с кадастровым номером N расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N и не имеет связи с земельным участком с кадастровым номером N, при этом, согласно данным кадастровой карты, объект с кадастровым номером N расположен на земельных участках с кадастровыми номерами N у заявленного жилого дома с кадастровым номером N отсутствуют координаты.
Причины, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, заявителями также не были устранены, в связи с чем государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ принято решение (в форме уведомлений) об отказе в государственной регистрации прав на указанные объекты.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Склярова А.Е. и "данные изъяты" обратились в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и ипотеки в силу закона в отношении объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" дома (назначение - жилое) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
В качестве документа - основания для регистрации перехода права заявителями представлен договор купли-продажи объектов недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Склярова А.Е. (продавец) передала в собственность "данные изъяты" (покупатель) вышеуказанные земельные участки (вид разрешенного использования - "для дачного строительства") и дом (назначение - жилое).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор приостановил проведение регистрационных действий в связи с тем, что в Щербинском районном суде г. Москвы рассматриваются гражданские дела по иску Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства г. Москвы к Скляровой Е.А. о признании объектов самовольными постройками (N), решения по делам не приняты; по сведениям кадастра недвижимости ЕГРН отчуждаемый жилой дом с кадастровым номером N расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N и не имеет связи с земельным участком с кадастровым номером N
Ввиду не устранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права на указанные объекты недвижимости.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из законности принятых Управлением Росреестра по Москве решений.
Отменяя решение районного суда и удовлетворяя требования административного истца, судебная коллегия апелляционной инстанции указала, что судом первой инстанции не были детально изучены доводы административного истца и представленные доказательства в обоснование правовой позиции, а именно: апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 08 апреля 2019 года установлено, что индивидуальные жилые дома, расположенные на земельных участках по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами N имеют один кадастровый N, расположены в соответствующих границах земельных участков и не выходят за их пределы; индивидуальные жилые дома, расположенные на земельных участках по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами N имеют один кадастровый N, расположены в соответствующих границах земельных участков и не выходят за их пределы, не являются самовольными постройками. Также апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 апреля 2019 года установлено, что строительство индивидуальных жилых домов соответствует виду разрешенного использования земельных участков - для дачного использования. Данные обстоятельства установлены на основании проведенной в рамках рассмотрения гражданского дела экспертизы, принятой судебной коллегий в качестве достоверного и объективного доказательства.
Также суд апелляционной инстанции принял во внимание, что сведения о том, что жилой дом с кадастровым номером N расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами N по адресу: "адрес", "адрес", содержатся в кредитном договоре, заключенном между "данные изъяты" и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, в разделе "Цель кредита" и договоре купли-продажи объектов недвижимого имущества с использованием кредитных средств, заключенных между ФИО7 и Скляровой А.Е. При этом объекты недвижимости находились в залоге у Банка, тем самым, достоверность сведений была проверена как Банком, несущим риски при предоставлении кредитования, так и регистрирующим органом при внесении записей об обременении недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, в кассационной жалобе представителя административного ответчика приводятся доводы о том, что спорные объекты недвижимости не имеют связи со всеми спорными земельными участками, на которых они расположены согласно данным публичной кадастровой карты. В указанной связи осуществить регистрационные действия на основании представленных административным истцом документов было невозможно.
Приведенные доводы не влекут отмену апелляционного определения.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 3 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (часть 3).
В силу положений части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5);
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7);
- назначение или разрешенное использование созданного (создаваемого) объекта недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), за исключением случаев, если в соответствии с законом размещение такого объекта на данном земельном участке допускается независимо от вида его разрешенного использования (пункт 22);
- земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником для целей, не предусматривающих возможность строительства (размещения) такого объекта (пункт 23).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учет и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о регистрации недвижимости).
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что причины, препятствующие осуществлению регистрационных действий, отсутствовали.
Судебная коллегия, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта поскольку доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в судебном акте.
Доводы кассационной жалобы по сути сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводов суда апелляционной инстанции, однако их не опровергают, потому не могут служить основанием для отмены постановленных судебных актов.
В указанной связи оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного ответчика судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено 21 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.