Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Ульянкина Д.В, Рахманкиной Е.П, с участием прокурора Саниной О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации Осташковского городского округа Тверской области по доверенности ФИО7 на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа о признании недействующим в части Постановления N 458 от 06 апреля 2022 года об утверждении положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушение муниципальным служащим Администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Осташковский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа Тверской области об оспаривании п. 5.2 Положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушение муниципальным служащим Администрации Осташковского городского округа Тверской области от 06.04.2022 года N458 (далее - Положение).
Пунктом 5.2 Положения предусмотрено, что руководитель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания к муниципальному служащему, путем издания соответствующего распоряжения, имеет право снять его с муниципального служащего по собственной инициативе, просьбе самого муниципального служащего, подвергшегося взысканию.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что данный пункт вопреки законодательству о противодействии коррупции позволяет руководителю досрочно снимать взыскания, в том числе наложенные за несоблюдение ограничений, запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования Осташковского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей 14 октября 2022 года во Второй кассационный суд общей юрисдикции представителем Администрации Осташковского городского округа Тверской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права. Полагает, что оспариваемое Положение соответствует Федеральным законам "О муниципальной службе в Российской Федерации", "О противодействии коррупции", Трудовому кодексу РФ.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Санина О.В, участвовавшая в кассационном рассмотрении дела, полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для отмены решения суда и апелляционного определения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 3 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
В статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1-1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения (часть 1 статьи 12.5 Федерального закона "О противодействии коррупции").
В связи с повышенной потенциальной опасностью коррупционных правонарушений, федеральный законодатель предусмотрел специальный порядок привлечения муниципальных служащих к ответственности, в том числе и дисциплинарной, за совершение таких деяний. Такой порядок, исходя из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, предусматривает особые правила и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности, и не предполагает возможности досрочного снятия дисциплинарных взысканий за коррупционные нарушения.
Вопросы применения и снятия дисциплинарного взыскания, наложенного на муниципального служащего, в связи с совершением им дисциплинарного проступка, квалифицируемого как коррупционное нарушение, вопреки доводам кассационной жалобы, урегулированы нормами Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии коррупции" и не предполагают применение общих норм трудового права, регулирующих сходные правоотношения между работником и работодателем (часть 3 ст. 27 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
С учетом установленных обстоятельств суды сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемый пункт Положения не соответствует нормам статей 27, 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также Федерального закона "О противодействии коррупции".
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, содержащимся в кассационной жалобе административного ответчика, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Осташковского городского округа по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.