Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Бахаревского сельского Совета народных депутатов Сампурского района Тамбовской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 мая 2022 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Сампурского района Тамбовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Бахаревскому сельскому Совету народных депутатов Сампурского района Тамбовской области об оспаривании решения, возложении обязанности принять решение об освобождении от должности главы сельского совета, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, выслушав объяснения представителя прокуратуры Блошенковой А.А, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Следственным управлением СК РФ по Тамбовской области в отношении главы Бахаревского сельсовета Сампурского района Тамбовской области ФИО7 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Сампурского районного суда Тамбовской области рассмотрено ходатайство о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа по уголовному делу по подозрению ФИО7 в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" РФ, по результатам которого ФИО7 назначен "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Сампурского района в адрес Бахаревского сельсовета направлена информация о нарушении ФИО7 законодательства о прохождении муниципальной службы, противодействии коррупции с предложением рассмотреть информацию на ближайшем заседании Бахаревского сельского совета и решить вопрос о досрочном прекращении полномочий главы ФИО7 в связи с утратой доверия.
Согласно информации Бахаревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N, решению Бахаревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N "О рассмотрении информации прокуратуры Сампурского района о нарушении законодательства о прохождении муниципальной службы, противодействии коррупции", сельским Советом народных депутатов принято решение досрочно не прекращать полномочия ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района подано заявление в Сампурский районный суд о признании незаконным бездействия Бахаревского сельсовета по непринятию мер при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ решением суда, вступившим в законную силу, требования прокурора удовлетворены. На Бахаревский сельсовет возложена обязанность на ближайшей сессии Совета рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий ФИО7 в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции", по информации прокурора Сампурского района от ДД.ММ.ГГГГ
Данным судебным актом установлено, что ФИО7 в период исполнения своих полномочий допущено существенное нарушение законодательства о противодействии коррупции, на основании п.1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона N237-ФЗ влекущее безальтернативное последствие в виде удаления в отставку, что последней не оспаривалось и признавалось.
Во исполнение указанного решения суда, Бахаревским сельсоветом ДД.ММ.ГГГГ вновь принято решение за N не прекращать досрочно полномочия ФИО7
Прокурор Сампурского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным иском об оспаривании и отмене данного решения, как не отвечающего требованиям закона и возложении на Бахаревский сельсовет обязанность принять решение об освобождении от должности ФИО5 в связи утратой доверия.
Решением Сампурского районного суда Тамбовской области от 26 ноября 2021 года в требованиях административного иска отказано.
Отказывая в административном иске, суд первой инстанции исходил из того, что увольнение (освобождение от должности) главы муниципального образования в связи с утратой доверия не является безусловным, поскольку требует соблюдения установленной законом процедуры, учитывающей волеизъявление членов коллегиального органа, соблюдение прав должностного лица при применении к нему взыскания, а также общих принципов соразмерности при применении взыскания. Суд также указал, что решение от ДД.ММ.ГГГГ принято представительным органом местного самоуправления в рамках его исключительной компетенции, с соблюдением процедуры рассмотрения данного вопроса и с учетом свободы волеизъявления, предоставленной депутатам законом.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 мая 2022 года решение суда отменено, принято по делу новое решение, которым решение Бахаревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N признано незаконным, а на Бахаревский сельсовет возложена обязанность на ближайшем заседании принять решение об освобождении от должности ФИО5 в связи утратой доверия.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 октября 2022 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, в связи с неправильным применением норм материального права, и оставлении в силе решения районного суда. Не оспаривая выводы суда, касающиеся оценки законности решения Бахаревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N, автор кассационной жалобы ссылается на то, что суд апелляционной инстанции в нарушение закона фактически разрешилвопрос о прекращении полномочий главы, относящийся к исключительной компетенции представительного органа поселения, в то время как должен был ограничиться указанием на необходимость рассмотрения упомянутого вопроса и принятии по нему решения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия определиларассмотреть дело без их участия.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания имеются.
Разрешая спор и признавая незаконным решение Бахаревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N, суд апелляционной инстанции исходил из того, что главой сельсовета ФИО7 допущены нарушения требований федерального законодательства о противодействии коррупции, в связи с чем административным ответчиком должен быть разрешен вопрос об удалении ее в отставку.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции в части, касающейся признания незаконным решения Бахаревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вместе с тем, доводы жалобы о незаконном возложении на представительный орган местного самоуправления обязанности принять решение об удалении главы сельсовета в отставку, заслуживают своего внимания.
В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.4 ч.2 ст.74.1 Закона N131-ФЗ, основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку в числе прочего являются несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Исходя из вышеприведенных норм в системе действующего правового регулирования предусмотрено решение вопроса об удалении главы сельского поселения в отставку, в том числе в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование об удалении главы сельского поселения в отставку, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии коррупции".
В этом случае принятие решения по такому административному иску будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений об отказе в удалении главы в отставку. Тогда как возложение на представительный орган местного самоуправления обязанности принять упомянутое решение в связи с несоблюдением главой поселения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, уже принявшего коллегиальное решение по данному вопросу.
Таким образом, апелляционное определение в части возложения на Бахаревский сельсовет обязанность принять решение об удалении главы сельсовета в отставку нельзя признать законными, а потому оно подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении административного дела суду следует учесть изложенное выше, разрешить административное дело в соответствии требованиями процессуального закона и норм материального права, с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 мая 2022 года в части возложения на Бахаревский сельский Совет народных депутатов Сампурского района Тамбовской области обязанность принять решение об удалении в отставку главы сельсовета ФИО8 отменить, направить дело в этой части на новое апелляционное рассмотрение в Тамбовский областной суд.
В остальном апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Бахаревского сельского Совета народных депутатов Сампурского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 21 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.