Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области Макарова В.С. на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 18 января 2022 года (дело N 2а-31/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 26 апреля 2022 года (дело N 33а-1061/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ООО "СТК Производственная компания", Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области о признании бездействия незаконным и понуждении к принятию мер по приведению защитного сооружения в нормативное состояние.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Блошенковой А.А. полагавшей необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленских областях (далее по тексту - МТУ ФАУГИ в Калужской, Брянской и Смоленской областях), ООО "СТК Производственная компания", Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны - убежища N, инвентарный N- N, расположенного в здании ООО "СТК Производственная компания" по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка ООО "СТК Производственная компания", которой установлены нарушения законодательства о гражданской обороне при содержании сооружений гражданской обороны. Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО) убежище N, инвентарный номер N-У-0198, вместимостью 0, 2 тыс. человек (внесено в реестр федерального имущества под номером N), общей площадью 123 кв. м, расположенное в подвальном помещении по адресу: "адрес", содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N, к приему укрываемых не готово, состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявляемым к ним требованиям, инженерное оборудование отсутствует. Данное защитное сооружение включено в реестр федерального имущества, находится на балансе ООО "СТК Производственная компания", в собственности организации не значится, документы на защитные сооружения отсутствуют, договор ответственного хранения не заключался. В нарушение действующего законодательства МТУ ФАУГИ в Калужской, Брянской и Смоленской областях не приняты меры по обеспечению сохранности имущества, находящегося в федеральной собственности. Каких-либо договоров, соглашений, направленных на сохранение названного имущества, не заключено, доступ посторонних лиц в помещение укрытия не ограничен. Указанный объект гражданской обороны не передан на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, никем не использовался, назначение объекта как защитного сооружения не изменено.
Данным бездействием нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым подвергаются угрозе права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации. В соответствии с выпиской из ЕГРН, правообладателем помещения подвала здания, в котором находится убежище N, является муниципальное образование "Ярцевский район" Смоленской области.
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 18 января 2022 года административный иск удовлетворен частично, признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, на административного ответчика возложена обязанность принять меры в отношении названного защитного сооружения, а именно: выполнить мероприятия по оценке технического состояния защитного сооружения; подготовить к приему укрываемых лиц в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение..
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 26 апреля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Глава муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, в связи с неправильным применением судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09 ноября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее по тексту - Закон о гражданской обороне) определяет задачи, правовые основы осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 1 названного Закона гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу статьи 7 Закона о гражданской обороне, федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В соответствии со ст. 8 Закона N 28-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения (статья 8 Закона о гражданской обороне).
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее по тексту - Порядок), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения: организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 8 Порядка).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 9 Порядка).
Пунктами 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, также предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению.
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года N 471 "О реорганизации территориальных управлений федерального агентства по управлению государственным имуществом"?...
Пунктом 1 названного Положения Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
Территориальное управление самостоятельно осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества (пункт 4.1.22 Положения).
В силу пунктов 27, 31 Положения об учёте федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447, Территориальное управление принимает решение об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 3 и 4 пункта 36 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Частью 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. п. "а", "г" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в этой области.
В силу пункта 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Уставом муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 7 Устава (статья 28 Устава).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 7 Устава, к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Администрация муниципального образования осуществляет полномочия, связанные с участием в организации и осуществлении мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 24 части 1 статьи 29 Устава).
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Реестру защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Смоленской области на территории Ярцевского района Смоленской области имеется защитное сооружение гражданской обороны (убежище N), вместимостью 200 человек, площадью 123 кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что помещение убежища N имеет конструктивные особенности, свидетельствующие о том, что это защитное сооружение.
Состояние данного объекта не отвечает требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации при эксплуатации спорного объекта ЗС ГО, что подтверждается актом проверки Ярцевской межрайонной прокуратуры "адрес" с участием ОНД и ПР Ярцевского, Духовщинского и "адрес"ов УНД и ПР Главного управления МЧС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризационной карточкой ЗС ГО N, техническим паспортом на спорный объект.
Для приведения указанного объекта гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию необходимо выполнение ряда указанных в приведенных нормативных актах мероприятий.
Согласно паспорту убежища N от ДД.ММ.ГГГГ, данный объект ранее принадлежал Ярцевскому хлопчатобумажному комбинату (ХБК), которое эксплуатировало убежище в мирное время.
Из архивных данных следует, что Ярцевский хлопчатобумажный комбинат в 1993 году реорганизован в АООТ "Ярцевский текстиль", на базе которого в 1997 году создано УМП "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", преобразованное в 2003 году в ОАО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", учредителями которого в 2004 году было образовано ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат".
В соответствии с данными паспорта убежища N (инвентарный N) от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект ранее находился на балансе ОАО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", которое решением Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ признано несостоятельным (банкротом).
По данным инвентаризационной карточки ЗС ГО N- N, технического паспорта ЗС ГО, убежище N расположено в подвальном помещении здания производственного корпуса ткацкой 2-ой очереди по адресу: "адрес".
Правообладателем здания является ООО "СТК Производственная компания".
При этом суд установил, что защитное сооружение гражданской обороны (убежище N) в установленном порядке в пользование ООО "СТК ПК" не передавалось, в собственности или на балансе и учёте общества никогда не находилось, никаких документов на убежище в распоряжении ООО "СТК ПК" не имеется, договоры хранения и содержания убежища обществом не заключались, мобилизационного задания ООО "СТК ПК" не имело.
Собственником помещения подвала в здании производственного корпуса ткацкой 2-ой очереди, в котором расположено защитное сооружение гражданской обороны, является орган местного самоуправления - муниципальное образование " "адрес"" "адрес", что подтверждено выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных Администрацией МО " "адрес"" "адрес" документов следует, что убежище N в реестре муниципального имущества не состоит, к приему укрываемых не готово, при этом, потребность в указанном ЗС ГО на территории МО "Ярцевский район" Смоленской области отсутствует, и имеется возможность снять его с учета, в связи с чем, Администрация МО "Ярцевский район" Смоленской области считает нецелесообразным принятие указанного объекта ЗС ГО в собственность МО "Ярцевский район" Смоленской области.
Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ). Такая документация на ЗС ГО оформлена, спорный объект с учета как ЗС ГО не снят, режима ЗС ГО не утратил. В реестре государственной собственности "адрес" спорный объект ГО не значится.
Из реестра федерального имущества сведения в отношении защитного сооружения гражданской обороны (убежища N), инвентарный номер N, расположенного по адресу: "адрес", исключены.
С учётом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что защитное сооружение гражданской обороны (убежище N 6) не является федеральным имуществом, имуществом ООО "СТК Производственная компания" либо какой-либо иной организации, в связи с чем, на МТУ, а также на ООО "СТК ПК" не может быть возложена обязанность по его содержанию и обеспечению сохранности. Такая обязанность должна быть возложена на на администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, как собственнике данного объекта, лежит обязанность по его содержанию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию.
С выводами суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов обеих инстанций судебная коллегия находит правильными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили соответствующую правовую оценку. Содержание кассационной жалобы не подтверждает нарушение судами норм процессуального права и по существу сводится к несогласию кассатора с оценкой доказательств, данной судами, и установленными фактическими обстоятельствами дела.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.