Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кауркина Юрия Алексеевича на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 16 августа 2021 года (дело N 2а-345/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 июня 2022 года (дело N 33а-2750/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по г. Москве к Кауркину Юрию Алексеевичу о взыскании транспортного налога и пени.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения Кауркина Ю.А, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по г. Москве (далее по тексту - ИФНС России N 21 по г. Москве, налоговый орган, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кауркину Ю.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2018 год.
Требования мотивированы тем, что Кауркин Ю.А. в указанный период являлся собственником транспортного средства "Вольво ХС60", признанного объектом налогообложения, в связи с чем, ему был начислен транспортный налог в размере 39 325 рублей, направлено налоговое уведомление, а также требование об уплате налога и пени в размере 176, 31 рублей. Однако недоимка по налогу и пени не уплачены.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 16 августа 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда 23 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кауркина Ю.А - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Кауркин Ю.А. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов судов, обстоятельствам дела. В обоснование кассационной жалобы указывается, что он никогда не являлся собственником транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, подпись на договоре купли-продажи автомобиля ему не принадлежит.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявлений о взыскании могут быть восстановлены судом (пункты 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 Налогового кодекса РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3); пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии со статьёй 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии частью 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2018 году за Кауркиным Ю.А. зарегистрировано транспортное средство "Вольво ХС60", государственный регистрационный знак N
Налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размер транспортного налога, подлежащего уплате за 2018 год, составил 39 325 рублей. Административному ответчику предложено уплатить транспортный налог в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в установленный в налоговом уведомление срок транспортный налог не уплачен, налоговым органом выставлено требование N об уплате налога в размере 39 325 рублей и пени в размере 176, 31 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N 128 района Кузьминки г. Москвы вынесен судебный приказ о взыскании с Кауркина Ю.А. недоимки по транспортному налогу и пени.
Определением того же мирового судьи от 08 сентября 2020 года судебный приказ отменен по заявлению административного ответчика.
С настоящим административным исков налоговый орган обратился в суд 26 февраля 2021 года, куда он поступил 10 марта 2021 года, то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
Удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции, исходил из того, что Кауркин Ю.А. являлся плательщиком транспортного налога, обязанность по уплате которого за 2018 год он не исполнил, требование налогового органа об уплате налога и пени оставил без удовлетворения.
Суд проверил правильность расчёта задолженности по налогу и пени, соблюдение налоговым органом порядка и срока обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности по налогу, предшествующей обращению в суд и установил, что обязанность по уплате транспортного налога и пени административным ответчиком не исполнена.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований налогового органа.
С выводом суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции, не найдя оснований для отмены или изменения решения.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и приведена в судебных актах. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что он никогда не являлся собственником транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, подпись на договоре купли-продажи автомобиля ему не принадлежит, были предметом судебных разбирательств в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно признаны судами несостоятельными с приведением убедительных мотивов в обжалуемых судебных актах.
Иные доводы кассационной жалобы также не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами обеих инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения и апелляционного определения либо опровергали выводы, изложенные в данных судебных актах.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 16 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кауркина Ю.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.