Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Склярука С.А, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ширяева Д.В, Ширяевой Е.Е. на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 3 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 сентября 2022 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Ширяева Д.В, Ширяевой Е.Е. к Департаменту муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконными решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А. судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ширяев Д.В. и Ширяева Е.Е. обратились в суд и просили признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N изменить вид разрешенного использования предоставленного им в аренду земельного участка с кадастровым N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с "объекты придорожного сервиса" на "склад"; просили обязать принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Требования мотивированы тем, что Ширяев Д.В. и Ширяева Е.Е. являются арендаторами земельного участка с кадастровым N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "объекты придорожного сервиса".
ДД.ММ.ГГГГ, в связи с принятыми изменениями в Правила землепользования и застройки городского поселения Тутаев Ярославской области, Ширяев Д.В, Ширяева Е.Е. обратились в Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "склад".
ДД.ММ.ГГГГ ими получен отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, который они считают незаконным, противоречащим части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку вид разрешенного использования истцами, как законными правообладателями земельного участка, может быть выбран самостоятельно, в соответствии с утвержденным Классификатором.
Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 3 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 сентября 2022 года, административное исковое заявление Ширяева Д.В. и Ширяевой Е.Е. оставлено без удовлетворения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административные истцы Ширяев Д.В. и Ширяева Е.Е. ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований. Заявители жалобы указывают, что нахождение земельного участка в территориальной зоне К - коммунальная зона, предусматривающий в качестве основного вида разрешенного использования - "Склад", является основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка на "склад". При этом такой вид разрешенного использования как "придорожный сервис" отсутствует как в классификаторе видов разрешенного использования, так и в действующей редакции Правил землепользования и застройки городского поселения Тутаев. Поскольку земельный участок предоставлялся административным истцам для целей строительства объектов придорожного сервиса то, по мнению заявителей жалобы, изменение арендатором существующего вида разрешенного использования земельного участка на иной вид, в соответствии с аналогичной процедурой предоставления земельного участка, для строительства объектов складского назначения, не противоречит градостроительным нормам.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих спорное отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав (статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационной жалобы (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений, определяет градостроительный регламент территориальной зоны (часть 2 статьи 85 ЗК РФ).Частью 3 стать 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
В силу положений части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями, за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).
Судами установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса является собственностью городского поселения Тутаев Ярославской области, право собственности в ЕГРН зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды земельного участка, заключенного между Ширяевым Д.В, Ширяевой Е.Е. и Городским поселением Тутаев Ярославской области, на основании соглашений о передаче прав по договору аренды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Ширяеву Д.В. и Ширяевой Е.Е. предоставлен во владение и пользование указанный земельный участок.
В п. 1.2 указанного договора сторонами установлен вид разрешенного использования земельного участка, а именно для размещения объектов торговли и технического обслуживания автотранспортных средств.
В пункте 2.4.1 договора аренды стороны согласовали условие об использовании земельного участка исключительно в соответствии с видом его разрешенного использования.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации ТМР N на основании заявления Ширяева Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка изменен на условно разрешенный вид земельного участка "объекты придорожного сервиса".
ДД.ММ.ГГГГ административным истцам отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района с просьбой об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "склад".
Судами также установлено, что Правилами землепользования и застройки городского поселения Тутаев земельный участок с кадастровым N отнесен к территориальной зоне К - коммунальная зона. Данная территориальная зона в качестве основных видов разрешенного использования земельного участка предусматривает следующие виды: "объекты дорожного сервиса" и "склад.
Вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса (4.9.1) - предусматривает размещение кафе, столовой, автозаправочной станции, мотеля, автомобильной мойки, мастерской для ремонта автомобилей, магазин сопутствующей торговли.
Вид разрешенного использования - склад (6.9) - предусматривает размещение объектов складского назначения, оптовой базы, склада.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды, справедливо указали на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Вместе с тем, судами не установлено, в каком порядке и по какой процедуре предоставлялся земельный участок в аренду - с предварительным согласованием места размещения объекта или нет, по итогам аукциона или без проведения такового. В материалах дела отсутствуют документы, на основании которых земельный участок с кадастровым N, предоставлен в аренду. Судами также не установлено, утверждался ли проект планировки территории, включающей спорный земельный участок, и повлечет ли испрашиваемое административными истцами изменение вида разрешенного использования нарушение порядка предоставления земельного участка.
Кроме того, суды исходили из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах имеющейся компетенции.
В то же время, орган местного самоуправления, принимая решение по соответствующему заявлению арендатора земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не должен действовать произвольно.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются недостаточно обоснованными, они вынесены без исследования всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судами в применении норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший административный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного и статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 3 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 сентября 2022 года отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В окончательной форме кассационное определение изготовлено 21 декабря 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.