Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волковой Ирины Игоревны на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2021 года (дело N 2а-744/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 июля 2022 года (дело N 33а-3672/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Волковой Ирины Игоревны к Центральному банку Российской Федерации (Банку России) о признании незаконными действия (бездействия) по контролю и надзору за деятельностью АО МФК "Городская Сберкасса" в период с 17 января 2018 года по 29 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя Волковой И.И. по доверенности Татьянич Ю.В, поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя Центрального банка Российской Федерации по доверенности Исаева Д.Б. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Волкова И.И. обратилась в суд с административным иском об оспаривании действий (бездействие) Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).
Требования мотивированы тем, что Банк России не осуществлял надлежащий контроль и надзор за деятельностью АО МФК "Городская Сберкасса" в период с 17 января 2018 года по 29 мая 2019 года (год до и полгода после исключения сведений об АО МФК "Городская Сберкасса" из государственного реестра микрофинансовых организаций), чем нарушены права и законные интересы заявителя, причинен материальный ущерб.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда 11 июля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Волковой И.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Волкова И.И. просит об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов, обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьей 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 76.1 названного Федерального закона, некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: 1) профессиональных участников рынка ценных бумаг; 2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 4) акционерных инвестиционных фондов; 5) клиринговую деятельность; 6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; 7) деятельность организатора торговли; 8) деятельность центрального депозитария; 9) деятельность субъектов страхового дела; 10) негосударственных пенсионных фондов; 11) микрофинансовых организаций; 12) кредитных потребительских кооперативов; 13) жилищных накопительных кооперативов; 14) бюро кредитных историй; 15) актуарную деятельность; 16) кредитных рейтинговых агентств; 17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; 18) ломбардов.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Цен-тральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В силу статьи 14 Федерального закона от 02 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 7.2 настоящего Федерального закона (часть 2).
Банк России осуществляет следующие функции:
1) ведет государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России;
2) получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России (часть 3).
Согласно пункту 8 части 4 статьи 14 названного Федерального закона, Банк России исключает сведения о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 151-ФЗ.
В соответствии с частью 1.1 статьи 7 Федерального закона N 151-ФЗ, Банк России исключает сведения о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основаниям: неоднократного в течение года нарушения микрофинансовой организацией требований настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.12.2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России, за исключением нарушений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей части; осуществления микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом; неоднократного нарушения в течение одного года микрофинансовой организацией требований, установленных; статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом; неоднократного в течение года представления микрофинансовой организацией существенно недостоверных отчетных данных; если микрофинансовая организация в течение года не предоставила ни одного микрозайма; нарушения микрофинансовой организацией требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей микрофинансовые организации (далее - саморегулируемая организация в сфере финансового рынка), установленного настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"; неоднократного в течение года снижения собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже минимального значения, установленного настоящим Федеральным законом, или в случае, если размер собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже такого минимального значения в течение не менее ста
восьмидесяти календарных дней; несоответствия лиц, указанных в части 1 статьи 4.1-1 и части 1 статьи 4.3 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации микрофинансовой организации или прекращении деятельности микрофинансовой организации в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования; получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации; поступления в Банк России заявления микрофинансовой организации, указанного в части 1.4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Акционерное общество Микрофинансовая компания "Городская сберегательная касса" имело статус микрофинансовой организации в виде микрофинансовой компании; сведения о ней были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций 11 августа 2011 года под регистрационным номером записи N
В период с 31 июля 2018 года по 13 сентября 2018 года Банком России проведена плановая, тематическая проверка деятельности данного Общества на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в части порядка и условий привлечения денежных средств, достоверности учета (отчетности), соблюдения нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, а также иных вопросов. Проверяемый период проверки составил с 01 октября 2017 года по 12 сентября 2018 года.
По результатам проверки деятельности акционерного общества установлены неоднократные в течение года нарушения требований Закона N 151-ФЗ, Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Установленные в результате проверки нарушения в деятельности акционерного общества, послужили основанием для вынесения Банком России Приказа от 17 января 2019 года N N об исключении сведений об Акционерном обществе Микрофинансовая компания "Городская сберегательная касса" из государственного реестра микрофинансовых организаций.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2020 года по делу N N Акционерное общество Микрофинансовая организация "Городская Сберкасса" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим назначена Алимова Н.А.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 года установлено, что приказ Банка России от 17 января 2019 года N ОД-85 издан административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и целям осуществления надзора Банком России, установленным законодательством о микрофинансовой деятельности; исключение сведений о микрофинансовой компании из государственного реестра микрофинансовых организаций не означает ликвидацию акционерного общества как юридического лица и не влечет прекращение обязательств акционерного общества перед административным истцом, вытекающим из договора займа от 13 января 2018 года. Этим же решением установлено, что требования Волковой И.И. включены в реестр требований кредиторов АО МФК "Городская Сберкасса" в деле о несостоятельности (банкротстве) организации.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что по делу не установлено незаконных действий (бездействия) Банка России, а равно фактов злоупотребления административным ответчиком публичными полномочиями по контролю и надзору за деятельностью АО МФК "Городская Сберкасса", в том числе в указанный административным истцом период.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подтвержденными доказательствами, получившими надлежащую оценку суда в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 79 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86- ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
Порядок установления требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве осуществляется в соответствии с положениями статей 16, 225 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Разрешая административный спор, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что требования Волковой И.И. включены в реестр требований кредиторов в деле о банкротстве, Банк России стороной заключенного между Волковой И.И. и АО МФК "Городская Сберкасса" договора займа, дополнительного соглашения к нему не является, каких-либо обязательств по данным соглашениям Банк России не принимал.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов также не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Волковой И.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.