Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную
жалобу административного истца ФИО4 (поступившую в суд первой инстанции 24 октября 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом 11 ноября 2022 года) на решение Бологовского городского суда Тверской области от 6 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-351/2022 по административному исковому заявлению ФИО3 С.Ю. к Думе ЗАТО Озерный Тверской области, председателю Думы ЗАТО Озерный ФИО10 Ю.А. о признании незаконным решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области N 27 от 2 апреля 2022 года, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод депутата Думы ЗАТО Озерный Тверской области ФИО3 С.Ю, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия
установила:
ФИО3 С.Ю, будучи депутатом Думы Закрытого Административно-территориального образования Озерный Тверской области четвертого созыва (далее- Дума ЗАТО Озерный Тверской области), обратился в суд с административным иском к Думе ЗАТО Озерный Тверской области о признании незаконным решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области N 27 от 22 апреля 2022 года об отказе в удовлетворении поданного им заявления на имя председателя Думы Грахова Ю.А. о включении его в четыре созданные и постоянно работающие комиссии Думы для осуществления депутатских полномочий в соответствии с Уставом ЗАТО Озёрный Тверской области и Регламентом Думы.
Полагал оспариваемое решение незаконным и нарушающим его права, как депутата, поскольку Регламентом Думы ЗАТО Озерный Тверской области закреплена обязанность депутата работать в постоянных комиссиях Думы и депутатских рабочих комиссиях.
Просил суд признать незаконным оспариваемое решение, возложив на Думу ЗАТО Озерный Тверской области обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, как депутата Думы, удовлетворив его заявление в полном объеме.
Решением Бологовского городского суда Тверской области от 6 июня 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 августа 2022 года в удовлетворении административного иска ФИО3 С.Ю. отказано.
В кассационной жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции административный истец ФИО3 С.Ю. ставит вопрос об отмене решения Бологовского городского суда Тверской области от 6 июня 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 августа 2022 года, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
От Думы ЗАТО Озерный Тверской области поступили письменные возражения на кассационную жалобу ФИО3 С.Ю. с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Думы. От администрации ЗАТО Озерный Тверской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По делу установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 24 Устава ЗАТО Озерный Тверской области представительным органом муниципального образования является Дума ЗАТО Озерный Тверской области.
К полномочиям Думы ЗАТО Озерный относятся: избрание из числа депутатов председателя, заместителя председателя Думы ЗАТО Озерный, а также образование постоянных и временных комиссией с утверждением их численного и персонального состава и положений об их предмете ведения (пункт 2 статьи 27 Устава).
Решением Думы ЗАТО Озерный N 62 от 30 ноября 2015 года утверждено Положение "О постоянных комиссиях Думы ЗАТО Озерный Тверской области", которым предусмотрено образование четырех постоянных комиссией- по вопросам местного самоуправления, связей с общественностью, законности и защите граждан; по вопросам планирования, бюджета и финансов; по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, экологии, предпринимательства; по вопросам здравоохранения, социальным вопросам, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи.
Решением Думы ЗАТО Озерный N 39 от 11 сентября 2020 года принят Регламент Думы ЗАТО Озерный Тверской области, в соответствии с которым Дума на срок своих полномочий образует из числа депутатов постоянные комиссии по вопросам, отнесенным действующим законодательством к ведению органов местного самоуправления. Включение депутата в состав постоянной комиссии проводится на основании его письменного заявления. Решение об утверждении состава постоянной комиссии в целом либо включение в состав комиссии отдельного депутата принимается открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы (статьи 14 Регламента).
Включением депутата в состав постоянной комиссии проводится на основании его письменного заявления.
Решение об утверждении состава постоянной комиссии в целом либо включении в состав комиссии отдельного депутата принимается открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы.
Административный истец ФИО3 С.Ю. 13 сентября 2020 года избран депутатом Думы ЗАТО Озерный Тверской области четвертого созыва, срок полномочий 2020-2025 годы. 28 марта 2022 года депутат ФИО3 С.Ю. направил Председателю Думы ЗАТО Озерный заявление о включении его в состав всех четырех постоянных комиссией.
По результатам рассмотрения данного заявления на очередном заседании Думы ЗАТО Озерный 22 апреля 2022 года депутатами Думы ЗАТО Озерный Тверской области принято решение об отказе ФИО3 С.Ю. во включении его в состав четырех постоянных комиссий Думы ЗАТО Озерный. Решение принято открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствовавших на заседании Думы.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что права и законные интересы ФИО3 С.Ю. не нарушены, поскольку оспариваемое решение принято Думой ЗАТО Озерный в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих порядок его принятия.
Оснований не согласиться с выводами судов, у судебной коллегии не имеется.
Статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) закреплено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть).
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (часть 1.1).
Основной формой работы Думы ЗАТО Озерный Тверской области является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его ведению. Порядок проведения заседаний думы определяется Регламентом (часть 1 статьи 19 Регламента).
Заседание думы считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 2 Регламента).
Заседания Думы могут быть очередным и внеочередными и проводятся не реже одного раза в три месяца (части 3 и 4 Регламента).
В соответствии с Регламентом заседание думы начинается с регистрации присутствующих на нем депутатов. Если по результатам регистрации на заседании присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Думы, председательствующий на заседании объявляет заседание думы открытым (статья 26 Регламента).
На каждом заседании думы ведется протокол заседания (статья 20 Регламента).
При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос. Свое право на голосование депутат осуществляет лично. Передача своих полномочий для голосования другим депутатам не допускается (статья 32 Регламента).
Правовые акты принимаются на заседаниях Думы открытым или тайным голосованием. Голосование представляет собой выбор варианта "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и объявление результатов голосования проводятся по каждому варианту ответа (статья 33 Регламента).
Заседания Думы оформляются протоколом, в котором содержатся сведения об участвующих в работе заседания, повестка дня, порядок обсуждения вопросов, краткое изложение выступлений, результаты голосования, принятые решения Думы и протокольные поручения. Протокол Думы оформляется, как правило, в семидневный срок и представляется на подпись председательствующему на заседании Думы. Решения, принятые на заседании Думы с учетом поправок и замечаний, не подлежат корректировке. Выверенные тексты решений, передаются в трехдневный срок в аппарат Думы, который несет ответственность за оформление решений Думы. Решения, принятые Думой подписываются председателем Думы в течение семи дней со дня их принятия и заверяются печатью с оттиском Думы для заверения подлинности содержания и реквизитов. Нормативные правовые акты (решения), принятые Думой, направляются Главе ЗАТО Озерный для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава ЗАТО Озерный имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Думой. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава ЗАТО Озерный отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Думой. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей, от установленной численности депутатов Думы, он подлежит подписанию Главой ЗАТО Озерный в течение семи дней и обнародованию. Решения Думы, оформленные в соответствии с предъявляемыми требованиями делопроизводства, содержащие все необходимые реквизиты, в том числе оттиск печати Думы, рассылаются Главе ЗАТО Озерный, а также исполнителям не позднее чем в десятидневный срок со дня их принятия, если иной срок не указан в решении Думы. Подлинные экземпляры протоколов заседаний и решений Думы в течение срока полномочий данного созыва хранятся в аппарате Думы.
Решения Думы ЗАТО Озерный, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает ЗАТО Озерный, вступают в силу после их официального опубликования. Решения Думы ЗАТО Озерный о налогах и сборах вступают в силу, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Другие решения Думы ЗАТО Озерный вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено в решении Думы ЗАТО Озерный. Контроль за опубликованием и соответствием опубликованного текста решения или иного документа, принятого Думой его подлиннику осуществляет аппарат думы (статья 35 Регламента).
Решение об утверждении состава постоянной комиссии в целом либо включении в состав комиссии отдельного депутат принимается открытым голосованием большинства голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы (статья 14 Регламента).
Из материалов дела следует, что согласно протоколу заседания Думы ЗАТО Озерный тверской области от 22 апреля 2022 года N 04, из 15 избранных депутатов зарегистрировались 10.
22 апреля 2022 года на заседании Думы ЗАТО Озерный председатель Думы ЗАТО Озерный ФИО10 Ю.А. выступил с предложением об отказе включения депутата Думы ФИО3 С.Ю. в состав четырех постоянных комиссий Думы ЗАТО Озерный Тверской области.
Коллегиальным составом, открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы ЗАТО Озерный принято решение об отказе ФИО3 С.Ю. о включении его в состав четырех постоянных комиссией Думы ЗАТО Озерный Тверской области. Названное решение опубликовано в газете "Дни Озерного" 317 (1170) от 29 апреля 2022 года и размещено на официальном сайте муниципального образования ЗАТО Озерный в сети Интернет (www.ozerny.ru) 29 апреля 2022 года.
При изложенных обстоятельствах обоснованными являются и выводы судебных инстанций о том, что оспариваемое решение принято на правомочном заседании Думы ЗАТО Озерный Тверской области, с соблюдением процедуры ее проведения.
Судебная коллегия находит указанные выводы нижестоящих судов законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о незаконности действий административного ответчика не подтверждаются материалами дела, опровергнуты при рассмотрении дела.
Все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бологовского городского суда Тверской области от 6 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО4, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 27 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.