Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Репиной Е.В. и Смирновой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ФИО2 по доверенности - ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 24 ноября 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом - 28 ноября 2022 года) на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 21 января 2022 года
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2022 года, вынесенные
по административному делу N 2а-72/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения
от 29 сентября 2021 года о включении ФИО2 в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложении обязанности исключить его из указанного реестра, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации
от 29 сентября 2021 года N 1097-р ФИО2 включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
ФИО2 обратился в суд с административным иском
к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным
и отмене распоряжения от 29 сентября 2021 года N 1097-р о включении
его в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложении обязанности исключить его из указанного реестра.
В обоснование заявленных требований указал, что включением его
в вышеуказанный реестр на него необоснованно возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества.
Приводил доводы о том, что оспариваемым распоряжением не соблюден баланс публичных интересов, а ограничение соответствующих прав административного истца не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов.
Также отметил, что оспариваемое распоряжение является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и статей 8, 10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 1 Протокола 1 к Конвенции. Внесение административного истца
в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, является несоразмерным вмешательством
в его права, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации. Кроме того ссылался на несвоевременность направления уведомления о принятом решении.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 21 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе представитель административного истца ФИО2 по доверенности- адвокат ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что доводы административного истца не получили надлежащей оценки при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства юстиции Российской Федерации Майоров А.С. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Согласно статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1
"О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения
и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")
и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона
от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или)
от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного
агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года
N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены
к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу
в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29 сентября 2021 года
N 1097-р ФИО2 включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Основанием для издания указанного распоряжения послужило поступление в Министерство юстиции Российской Федерации из Росфинмониторинга информации о получении ФИО2 денежных средств от иностранного источника. В частности, ФИО2 в период
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получено около 19 500 долларов США от LAW SOFIA FOUNDATION (Болгария) по контракту и 1 300 ЕВРО, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - от NORTH BEE LLC (Филадельфия, США) получено около 6 400 долларов США, 2 августа
2020 года от Boris Nemtsov Foundation for Freedom (Бонн, Германия) получено 500 ЕВРО в качестве гонорара за "31.07.2018". В период
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получено около 116 500 долларов США от MEDIAZONA INC. (Нью-Йорк, США).
9 июля 2021 года из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступила информация о том, что ФИО2 является главным редактором
сетевого издания "МЕДИА ЗОНА" и генеральным директором ООО "ЗП", одновременно с декабря 2010 по май 2014 года ФИО2 работал корреспондентом в различных изданиях:"КоммерсантЪ", "Газета.Яи", был заместителем главного редактора издания "Русская планета".
ФИО2 имеет личные страницы в социальных сетях:
"Twitter" https://twitter.com/sssmirnov - количество читателей более 57, 6 тыс. человек;
"Telegram" https://t.me/smirnovmz - количество подписчиков более 20, 5 тыс. человек;
"YouTube" https ://www. youtube. com/channel/UCokxtqx7 StdUMCRJ AB HZ A - количество подписчиков более 11, 9 тыс. человек;
"Facebook" https://www.facebook.com/sergey.smirnov. 165685 -количество подписчиков более 7, 7 тыс. человек;
"ВКонтакте" https://vk.com/xbc.smimov - более 100 друзей и подписчиков (страница не активна с июля 2018 года).
На своих страницах в социальных сетях ФИО2
распространяет преимущественно материалы сетевого издания "МЕДИА ЗОНА", комментирует актуальные общественно-политические события, репостит мнения других пользователей по актуальным темам.
За период с июля 2020 года по июль 2021 года за период с июля 2020 года по июль 2021 года выявлен факт распространения ФИО2 материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента - SIA "Medusa Project" - "Медуза - это вы" (https://twitter.eom/sssmimov/status/l 387751846874333189, https://twitter.com /EvgenyFeldman/status/1387742228148334595). Материалы содержат прямую ссылку на сайт сбора средств в поддержку издания "Meduza" 29 апреля
2021 года.
Включение сведений о ФИО2 в реестр согласовано
с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Уведомление о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, направлено
в его адрес 30 сентября 2021 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что обжалуемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2021 года
N 1097-р, согласованное с Министерством иностранных дел Российской Федерации, соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку установлены факты получения ФИО2 денежных средств от иностранных
источников, а также распространения им материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, что, в силу вышеприведенного правового регулирования, является основанием для включения указанного лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы административного иска и апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным
и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы
от 21 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Московского городского суда от 25 августа
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца адвоката ФИО1, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 29 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.