Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 декабря 2008 г. N А56-6563/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Казанцевой Р.В. и Кужаровой Н.И.,
при участии от ОАО "РЖД" Кудряшова С.В. (доверенность от 28.12.2007 N 10-11/178), от ООО "ЮПМ-Кюммене" Бородулина С.И. (доверенность от 01.05.2008 N 40),
рассмотрев 03.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2008 (судья Кожемякина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 (судьи Марченко Л.П., Герасимова М.М., Попова Н.М.) по делу N А56-6563/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене" (далее - Общество, ООО "ЮПМ-Кюммене") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Лелинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 11 078 руб. 20 коп. незаконно списанных денежных средств, 969 руб. 34 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие необоснованного их удержания за период с 17.03.2007 по 01.02.2008, а также судебных издержек в виде расходов на оплату услуг адвоката в сумме 6000 руб.
Решением от 23.05.2008 с ОАО "РЖД" в пользу Общества взыскано 11 078 руб. 20 коп. излишне списанных денежных средств, 969 руб. 34 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 500 руб. расходов по госпошлине и 3 000 руб. на оплату услуг представителя. В остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 решение от 23.05.2008 изменено. Фраза "В остальной части иска отказать" исключена из резолютивной части решения. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Податель жалобы считает, что в данном случае суду следовало применить нормы международного, а не российского права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, 15.12.2003 между УПМ Кюммене Форест, город Куовола, Финляндия (клиент) и закрытым акционерным обществом "Аранна Рейл Сервис" (экспедитор, правопреемником которого является общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" (экспедитор, далее - ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа", а затем - ООО "ЮПМ-Кюммене",) заключен контракт N АRS-2003/006, в соответствии с которым с учетом дополнительного соглашения от 21.12.2005 экспедитор принял на себя обязательства от своего имени, но за счет и в интересах клиента выполнить работы по организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиента, связанного с перевозкой грузов по линиям железных дорог Российской Федерации, стран СНГ и других государств по заявкам клиента, а также выполнять дополнительные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с этими перевозками. Одной из обязанностей является производство расчетов с ОАО "РЖД" по провозным платежам.
С целью выполнения взятых на себя обязательств 30.12.2005 ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" заключило с ОАО "РЖД" договор об организации перевозок N 0060366. Пунктом 2.1.3 договора предусмотрена обязанность ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" своевременно и полностью вносить плату за перевозку грузов и осуществлять иные платежи, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Кроме того, 19.01.2006 между ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" и ОАО "РЖД" заключено соглашение N 6117237 о централизованных расчетах за услуги железной дороги.
По указанию Выборгской таможни с целью проведения 100% таможенного осмотра 12.03.2007 задержан груз, перевозимый в вагоне N 59747220, который был выпущен после нахождения в зоне таможенного контроля станции Бусловская Октябрьской железной дороги 15.03.2007, что подтверждается актами общей формы ЗОА и 34А.
Перевозчик компенсировал дополнительные расходы, возникшие в результате задержки вагона, а денежные средства в размере 11 078 руб. 20 коп. списал с лицевого счета истца в ТехПД по перечню железнодорожных документов от 16.03.2007 N 73 в качестве таможенного сбора на основании актов общей формы от 12.03.1007 N ЗОА, 34А в соответствии со статьей 22 УЖТ РФ.
Претензия Общества о возврате денежных средств, списанных со счета в ТехПД, оставлена ОАО "РЖД" без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о необоснованном списании 11 078 руб. 20 коп. со счета истца в ТехПД и удовлетворили его требование об их возврате.
Суд кассационной инстанции считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 22 УЖТ РФ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении (заключено в городе Хельсинки 16.04.1996) регулирует прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой (статья 1).
В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии разработаны и Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (25-26 апреля 2005 года в городе Хельсинки) утверждены Условия перевозок пассажиров, багажа, товаро-багажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого сообщения.
В соответствии с параграфом 1 статьи 12 Условий перевозок под провозными платежами понимаются: плата за перевозку груза, проезд проводника, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема груза к перевозке до его выдачи получателю.
Согласно параграфу 3 названной статьи железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза, и другие подобные расходы.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку со станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения; с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
Поскольку расходы, связанные с проведением административного контроля (параграф 3 статьи 12 Условий перевозок), не относятся к провозным платежам, перечисленным в параграфе 1 статьи 12 Условий перевозок, следовательно, они не подлежат взиманию с экспедитора на основании параграфа 1 статьи 18 названных Условий.
При таких обстоятельствах следует признать несостоятельными доводы подателя жалобы о необходимости применения Условий перевозок, поскольку из их содержания не вытекает обязанность экспедитора возмещать железной дороге расходы, связанные с проведением административного контроля.
ОАО "РЖД" не указало нормы российского законодательства, обязывающие экспедитора возмещать железной дороге расходы, понесенные ею при задержке груза таможенными органами.
Нарушений норм процессуального и материального права при принятии решения кассационной инстанцией не уставлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу N А56-6563/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 декабря 2008 г. N А56-6563/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника