Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Кисловой Е.А, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некрасовского района Ярославской области в интересах Буторина Виталия Владимировича к ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области о признании незаконным отказа в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, включении периодов службы в МВД в специальный стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности, по кассационной жалобе ГУ-Отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 августа 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К, объяснения представителя ответчика Решеткиной Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя истца прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хрипунова А.М, возражавшего против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
07.04.2022 года прокурор Некрасовского района Ярославской области обратился в суд в интересах Буторина В.В, ДД.ММ.ГГГГ к ГУ-Отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области, в котором просил:
признать незаконным решение пенсионного органа N 22323/22 от 31 января 2022 года об отказе Буторину В.В. в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" по заявлению от 26 января 2022 года;
возложить обязанность включить в специальный страж работы Буторина В.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии счастью 5 статьи 17 Федерального закона 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" период службы с 1 апреля 1993 года по 21 мая 1999 года в должности помощника оперативного дежурного ОМВД РФ по Устьянскому району Архангельской области;
возложить обязанность произвести перерасчет фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 годаN 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 февраля 2022 года.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Буторин В.В. является получателем пенсии по инвалидности 3 группы с 10 апреля 2020 года.
26 января 2022 года Буторин В.В. обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием необходимого страхового стажа и календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, к последнему он в том числе отнес период прохождения службы в должности помощника оперативного дежурного ОМВД РФ по Устьянскому району Архангельской области с 1 апреля 1993 по 21 мая 1999 года.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области N 22323/22 от 31 января 2022 года Буторину В.В. отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 20 лет, стаж составил 16 лет 6 месяцев 24 дня.
В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсионным органом не включен период прохождения службы с 1 апреля 1993 года по 21 мая 1999 года в должности помощника оперативного дежурного ОМВД РФ по Устьянскому району Архангельской области.
Решением Некрасовского районного суда Ярославской области от 27 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 августа 2022 года решение отменено, принято новое решение, признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области N 22323/22 от 31 января 2022 года об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", на ответчика возложена обязанность обязанность включить в специальный стаж работы Буторина В.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" период работы с 1 апреля 1993 года по 21 мая 1999 года в должности помощника оперативного дежурного ОМВД Российской Федерации по Устьянскому району Архангельской области и произвести с 1 февраля 2022 года перерасчет фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 400- ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
В кассационной жалобе ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области просит отменить апелляционное определение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылается на неверную квалификацию судом спорного периода службы истца, поскольку служба в органах внутренних дел является особым видом службы, пенсионное обеспечение сотрудников МВД определяется специальным законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" от 12 февраля 1993 N 4468-1, в силу действующего пенсионного законодательства мужчинам, проработавшим не менее 20 лет в МКС и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (п.4 статьи 17 400-ФЗ), однако вывод суда апелляционной инстанции о возможности включения службы истца в ОМВД в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не соответствует требованиям закона.
В судебное заседание кассационного суда истец Буторин В.В, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении иска были допущены.
Как следует из материалов дела, Буторин В.В. в период с 1 апреля 1993 года по 21 мая 1999 года служил в органах внутренних дел непрерывно 6 лет 01 месяц 21 день "данные изъяты"
С 10 апреля 2020 года Буторин В.В. является получателем пенсии по инвалидности "данные изъяты"
26 января 2022 года Буторин В.В. обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с приобретением необходимого страхового стажа и календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области N 22323/22 от 31 января 2022 года Буторину В.В. отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 ФЗ "О страховых пенсиях" по указанному выше заявлению, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 20 лет, стаж составил 16 лет 6 месяцев 24 дня, в него не включен указанный выше период прохождения службы в ОВД.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, применив положения пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что в силу положений пенсионного законодательства периоды службы в органах внутренних дел не подлежат зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и по инвалидности, подлежат включению только в страховой стаж, не усмотрев правовых оснований для признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии истца по инвалидности ввиду отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав на неправильное определение судом обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения спора, и неприменение норм материального права, подлежащих применению. Ссылаясь на действовавшие в спорный период и не утратившие до настоящего времени силу Указ Президиума Верховного Совета СССР 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", пришел к выводу о том, что указанными нормативными актами предусмотрено право сотрудника МВД, уволенного со службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и приступившего в этих же районах к работе не позднее трех месяцев после увольнения, на включение периода службы в органах внутренних дел не только в страховой стаж, но и в стаж работы в МКС, дающий право на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, в связи с чем решение ответчика об отказе во включении периода "данные изъяты" с 1 апреля 1993 по 21 мая 1999 года и в перерасчете фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности истцу требованиям закона не отвечает.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда второй инстанции основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а доводы кассационной жалобы ответчика заслуживающими внимания суда кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, не предусматривают включение в стаж работы в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Положениями Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (действовавшего до 01 января 2002 года, принятия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") также было предусмотрено, что в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье Закона (статья 90).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О, от 24 апреля 2018 года N 946-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, а также на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Судом апелляционной инстанции при отмене решения суда первой инстанции не применил регулирующие отношения сторон указанные выше нормы материального права в их системной взаимосвязи, не привел в судебном постановлении суждения о том, по какому из указанных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований им отменено решение суда первой инстанции, постановив решение, не отвечающее требованиям процессуального и материального права.
Суд второй инстанции, ссылаясь в обоснование выводов о наличии оснований для удовлетворения иска на Указ Президиума Верховного Совета СССР 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 года N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам, начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях", не принял во внимание, что применительно к обстоятельствам данного дела они указывают на обоснованное включение периода службы Буторина В.В. в МКС в общий страховой стаж пенсионным фондом и не указывают на возможность включения службы в органах внутренних дел в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в специальный стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на увеличение фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии с п.5 статьи 17 ФЗ-400 "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 августа 2022 года нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и рассмотреть дело в апелляционном порядке в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 августа 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Ярославский областной суд.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.