Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 декабря 2008 г. N А26-2054/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Прайд" директора Алексеева П.В. (протокол общего собрания учредителей общества от 10.04.2008 N 6),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прайд" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.08.2008 по делу N А26-2054/2008 (судья Шалапаева И.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прайд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в процессе рассмотрения дела, о признании незаконным бездействия администрации Питкярантского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация района), выразившегося в неосуществлении выбора земельных участков и предварительного согласования места размещения объектов строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 10:05:062205:020, 10:05:062205:018, 10:05:062205:021, 10:05:062205:022, 10:05:062205:017, 10:05:062205:027. Общество просило суд обязать ответчика обеспечить выбор названных земельных участков и предварительное согласование места размещения объектов сроком на три года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Питкярантского городского поселения.
Решением от 15.08.2008 требование Общества об обязании ответчика предварительно согласовать место размещения объектов оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу администрация района, считая решение от 15.08.2008 законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу выдана долгосрочная, сроком до 27.04.2016, лицензия серии XX N 5814 на пользование объектами животного мира на территории Питкярантского муниципального района площадью 0,83 тыс. га в границах согласно распоряжению Министерства сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия от 25.04.2006 N 25-р.
Согласно пункту 1.7 приложения N 1 к лицензии Общество имеет право на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки для охотохозяйственных, биотехнических, производственных или иных целей в порядке, предусмотренном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Общество 27.03.2007 обратилось к главе администрации района с заявлением о предварительном согласовании земельного участка площадью 10 га для охотничье-рыболовной базы на территории полуострова Уксалонпя.
Заявление рассмотрено на заседании постоянно действующей Комиссии по вопросам управления и распоряжения земельными участками (далее - Комиссия), созданной постановлением главы администрации района от 23.08.2007 N 824.
Решением Комиссии от 24.08.2007 заявителю предложено представить справки о наличии средств на финансирование строительства и об отсутствии задолженности по внесению арендной платы за используемые земельные участки (протокол N 1).
Решением Комиссии от 03.10.2007 Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения шести объектов охотничье-рыболовной базы на полуострове Уксалонпя на землях запаса общей площадью 10 га ввиду наличия у заявителя задолженности по арендной плате за используемые земельные участки.
С повторными заявлениями о выделении земельных участков Общество обращалось к главе администрации района письмами от 07.11.2007 и от 28.01.2008 (л.д. 85, 87).
Последним из принятых Комиссией решений от 12.02.2008 (протокол N 3) заявителю предварительно согласованы следующие земельные участки: с кадастровым номером 10:05:062205:017 под турбазу площадью 1,9 га, с кадастровым номером 10:05:062205:021 под конюшню площадью 1,5 га, с кадастровым номером 10:05:062205:022 под ферму для овец площадью 1,0 га, с кадастровым номером 10:05:062205:020 под охотничье-рыболовную базу, за исключением земельных участков в районе мыса Кобелинниеми площадью 5,0 га и у мыса Хиекканиеми площадью 5,0 га, сформированных для продажи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения. Земельные участки согласованы в соответствии с актом выбора земельного участка сроком на один год при условии представления проектной документации с привязкой к согласованному месту размещения в течение одного года с момента принятия указанного решения. Тем же решением Комиссия отказала заявителю в предварительном согласовании земельного участка с кадастровым номером 10:05:062205:018 в связи с принятием решения от 15.01.2008 о его формировании для продажи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения, а также в согласовании земельного участка с кадастровым номером 10:05:062205:027 в связи с нахождением на нем объектов недвижимости, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Карьероуправление "Мосавтодор".
Общество, ссылаясь на то, что администрация района, в чьи полномочия входит в силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечение выбора земельного участка, не приняла никакого решения по заявлению Общества о выборе земельных участков с целью их предоставления для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении требования Общества о признании незаконным бездействия администрации района в части обеспечения выбора земельного участка, посчитав, что администрация района не могла выполнить такие действия ввиду отсутствия у нее документов государственного земельного кадастра и землеустройства. Требование об обязании администрации района предварительно согласовать места размещения объектов суд оставил без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитав, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Суд указал, что понуждение органа местного самоуправления к предварительному согласованию мест размещения объектов возможно только в случае отказа в таком согласовании, однако решения об отказе администрация района не принимала.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене как необоснованное и принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту при одновременном нарушении этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 30 названного Кодекса при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 того же Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В таком заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В последующем исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации администрация района, которая осуществляет распоряжение земельными участками в Питкярантском муниципальном районе, получив заявление Общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объектов, должна была выполнить действия, предусмотренные пунктом 2 статьи 31 названного Кодекса, или сообщить Обществу о невозможности выбора земельных участков для строительства с обоснованием причин, препятствующих выбору земельных участков.
Между тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что администрация района известила Общество о результатах рассмотрения его заявления, обеспечила на основании решения Комиссии от 12.02.2008 запрос в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации для получения необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
При таком положении вывод суда об отсутствии оснований считать незаконным бездействие администрации района по заявлению Общества об обеспечении выбора земельных участков необоснован и не соответствует статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд неправильно применил положения пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части требования Общества об обязании администрации района предварительно согласовать места размещения объектов. Согласно названной норме арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения в случае несоблюдения истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Как видно из материалов дела, данное требование заявлено Обществом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с целью устранения нарушения прав заявителя, возникшего, по его мнению, в результате бездействия администрации. В этом случае федеральным законом не предусмотрено претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора.
Отсутствие отказа в предварительном согласовании места размещения объекта или отсутствие надлежащим образом оформленного акта выбора земельного участка может служить основанием для отказа в обязании органа государственной власти или органа местного самоуправления предварительно согласовать место размещения объекта, но не является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Таким образом, решение от 15.08.2008 подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное; установить, выполнила ли администрация района действия, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлению Общества; с учетом установленного разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.08.2008 по делу N А26-2054/2008 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 декабря 2008 г. N А26-2054/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника