Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 декабря 2008 г. N А05-6104/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 09.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Мезенскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2008 (судья Лепеха А.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 (судьи Потеева А.В., Осокина Н.Н. Чельцова Н.С.,) по делу N А05-6104/2008,
установил:
Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Мезенскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - Казначейство), выразившихся в отказе исполнить постановления Фонд о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней, вынесенные на основании решений Фонда от 29.08.2007 N 247, от 18.09.2007 N 256, от 04.12.2007 N 360 и от 14.01.2008 N 371 и обязании Казначейства принять постановления к исполнению.
Решением суда от 10.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.09.2008, заявление удовлетворено частично. Суды признали незаконными действия Казначейства по отказу от исполнения постановлений Фонда о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов с Администрации муниципального образования "Мезенское" (далее - Администрация), вынесенным на основании решений Фонда от 18.09.2007 N 256 и от 14.01.2008 N 371, а также обязали Казначейство в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить указанные постановления. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела суды не учли, что в соответствии со статьями 239, 242.1 (пункт 2), 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только исполнительные документы, к которым постановления Фонда не относятся. К исполнительному документу, направляемому для исполнения в Казначейство, Фонд не приложил надлежащим образом заверенную судом копию судебного акта, на основании которого он выдан. В нарушение пункта 2 статьи 242.1 БК РФ взыскатель ко всем постановлениям приложил заявление, в котором указаны несуществующие реквизиты получателя.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд вынес решения о взыскании со страхователей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеням, а именно: решение от 18.09.2007 N 256 о взыскании с Администрации 1 182 руб. 49 коп. задолженности по пеням, от 14.01.2008 N 371 о взыскании с Администрации 640 руб. 43 коп. задолженности по пеням, от 29.08.2007 N 247 о взыскании с государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Мезенский дом-интернат для пожилых людей" (далее - Учреждение социального обслуживания) 40 991 руб. 48 коп. задолженности по страховым взносам и пеням, от 04.12.2007 N 360 о взыскании с Учреждения социального обслуживания 1 525 руб. 01 коп. пеней.
В порядке исполнения указанных решений Фонд вынес постановления от 31.08.2007 N 247, от 19.09.2007 N 256, от 06.12.2007 N 360 и от 14.01.2008 N 371, которые направил в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Служба судебных приставов, возбудив соответствующие исполнительные производства, не смогла осуществить принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации, поскольку таковые у него отсутствовали. Данные обстоятельства послужили основанием для принятия службой судебных приставов постановлений от 26.03.2008 об окончании исполнительных производств и возвращении Фонду постановлений без исполнения.
Фонд направил спорные постановления и решения о взыскании страховых взносов и пеней в Казначейство для исполнения в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
Казначейство письмом от 30.04.2008 N 02-73/404 возвратило Фонду без исполнения вышеуказанные документы, сославшись на то, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Считая отказ Казначейства исполнить направленные постановления незаконным, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В силу статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Из материалов дела следует, что размер задолженности бюджетных учреждений, взыскиваемой Фондом во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела суды установили, что на момент совершения Казначейством оспариваемых действий Администрация и Учреждение социального обслуживания являлись бюджетными учреждениями, которые используют бюджетные средства через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.
Из материалов дела видно, что Администрация и Учреждение социального обслуживания в добровольном порядке не исполнили решения Фонда, принятые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ. Постановления Фонда, вынесенные на основании решений Фонда и направленные для принудительного исполнения в службу судебных приставов, не были исполнены из-за отсутствия у должников счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
При таких обстоятельствах суды признали обоснованным направление Фондом в Казначейство постановлений о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствующих пеней с Администрации, вынесенных на основании решений от 18.09.2007 N 256 и от 14.01.2008 N 371.
Суды правомерно признали незаконными действия Казначейства по отказу от исполнения постановлений Фонда о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов с Администрации, вынесенных на основании решений Фонда от 18.09.2007 N 256 и от 14.01.2008 N 371, а также обязали Казначейство в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить указанные постановления.
Вместе с тем, суды установили, что в нарушение пункта 4 части 1 статьи 320 АПК РФ и подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в представленных Фондом в Казначейство документах (постановлениях, решениях и заявлениях Фонда, а также постановлениях службы судебных приставов об окончании исполнительного производства) указаны различные варианты наименования должника - Учреждения социального обслуживания, которые не соответствуют наименованию бюджетополучателя, у которого открыт лицевой счет в Казначействе. Суд первой инстанции указал, что у Казначейства отсутствовала возможность с достоверной точностью произвести идентификацию должника, указанного в представленных Фондом документах для исполнения, с бюджетополучателем, у которого открыт лицевой счет в Казначействе. Суды пришли к выводу о том, что это обстоятельство не позволило Казначейству принять представленные Фондом постановления о взыскании страховых взносов и пеней в отношении Учреждения социального обслуживания к исполнению и послужило основанием для их правомерно возврата взыскателю.
В связи с этим суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления в части признания незаконными действий Казначейства по отказу в исполнении постановлений Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням, вынесенным на основании решений от 29.08.2007 N 247 и от 04.12.2007 N 360.
При рассмотрении дела суды правомерно отклонили довод Казначейства о том, что спорные постановления Фонда не могли быть исполнены, поскольку в представленных заявлениях Фонд допустил неточность при указании наименования получателя бюджетных средств.
Суды обоснованно исходили из того, что указание в постановлениях Фонда получателя бюджетных средств "УФК по Архангельской области (Межрайонная ИФНС N 7 по Архангельской области и НАО)" вместо "Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу" или "Межрайонная ИФНС России N 7 по Архангельской области и НАО" не является дефектом оформления постановлений, влекущим возврат исполнительного документа взыскателю.
Сокращённым наименованием Федеральной налоговой службы согласно положению, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 N 506, является ФНС России. С учётом совокупности данных реестра распорядителей и получателей средств по главному распорядителю средств на 2008 год, и платёжных реквизитов, указанных Фондом в заявлениях, Казначейство имело возможность с достоверной точностью произвести идентификацию администратора - получателя бюджетных средств - Межрайонная ИФНС России N 7 по Архангельской области и НАО.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу N А05-6104/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по Мезенскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2008 г. N А05-6104/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору о информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника