Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 декабря 2008 г. N А56-53987/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Завод имени Морозова" Чертополох Е.В.(доверенность от 09.07.2008), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Привольнева М.А. (доверенность от 04.12.2008 N 04-23/45300),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2008 по делу N А56-53987/2007 (судья Соколова С.В.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод имени Морозова" (далее - Предприятие, ФГУП "Завод имени Морозова") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 29.11.2007 N 614 о взыскании в порядке, установленном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, 89 210 руб. налога и 841 257,71 руб. пеней за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2008 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать ФГУП "Завод имени Морозова" в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы считает неправильным признание судом недействительным его решения от 29.11.2007 N 614 в части взыскания пеней по налогу на добавленную стоимость. По мнению налогового органа, судом не учтено, что в соответствии со статьей 75 НК РФ пени начислены на числящуюся у налогоплательщика задолженность по налогу на добавленную стоимость за три месяца, предшествующих дате выставления требования от 05.02.2007 N 27477.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Предприятия просил жалобу отклонить.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах приведенных в жалобе доводов с учетом ограничений полномочий, предоставленных суду кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Инспекция в феврале - мае 2007 года направила Предприятию шесть требований об уплате налогов и пеней:
- требование N 27477 (т. 1, л. 30-31) об уплате в срок до 20.02.2007 задолженности по состоянию на 05.02.2007 по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года в сумме 2 997 356 руб. и пеней в размере 857 012,22 руб.;
- требование N 28 (т. 1, л. 34-35) об уплате в срок до 20.03.2007 задолженности по состоянию на 05.03.2007 по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 201,33 руб.;
- требование N 29 (т. 1, л. 39-40) об уплате в срок до 20.03.2007 задолженности по состоянию на 05.03.2007 по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 230,48 руб.;
- требование N 5939 (т. 1, л. 45) об уплате в срок до 13.04.2007 задолженности по состоянию на 28.03.2007 по пеням по налогу на имущество в сумме 210 721,84 руб.;
- требование N 63335 (т. 1, л. 52-53) об уплате в срок до 04.06.2007 задолженности по состоянию на 16.05.2007 по налогу на добавленную стоимость за март 2007 года в сумме 2 256 315 руб.;
- требование N 97995 (т. 1, л. 58-59) об уплате в срок до 27.08.2007 задолженности по состоянию на 08.08.2007 по единому социальному налогу за июнь 2007 года в сумме 904 822 руб.
Требование от 05.02.2007 N 27477 исполнено налогоплательщиком частично: по платежному поручению от 22.02.2007 N 182 Предприятие перечислило в бюджет 500 000 руб. налога на добавленную стоимость. Налоговый орган 14.03.2007 вынес предусмотренное статьей 46 НК РФ решение N 6581 (т. 2, л. 18) о взыскании задолженности по налогу и пеней, не уплаченных по требованию N 27477, за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и направил в банк инкассовые поручения. По инкассовому поручению от 14.03.2007 N 12726 с расчетного счета Предприятия списано 2 497 356 руб. налога на добавленную стоимость.
Неисполнение Предприятием в установленный срок в полном объеме требований NN 27477, 28, 29, 5939 и 97995 и отсутствие на известных налоговому органу счетах налогоплательщика в банках денежных средств явилось основанием для вынесения Инспекцией предусмотренного статьей 47 НК РФ решения от 29.11.2007 N 614 (т. 1, л. 26-27). Согласно этому решению за счет имущества Предприятия подлежала погашению задолженность по единому социальному налогу в сумме 89 210 руб., зачисляемому в Фонд социального страхования, а также пени в сумме 1 020 496,02 руб., начисленные за нарушение срока уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет и Фонд социального страхования, налога на добавленную стоимость и налога на имущество.
Предприятие, считая решение Инспекции от 29.11.2007 N 614 незаконным в части взыскания за счет его имущества 89 210 руб. единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, и 841 257,71 руб. пеней по налогу на имущество и налогу на добавленную стоимость, обжаловало его в арбитражном суде. Заявитель утверждал об отсутствии у него задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, за июнь 2007 года в сумме 89 210 руб., включенной в требование от 08.08.2007 N 97995. Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования, по состоянию на 01.06.2007 превысили начисленный налог на 207 334,79 руб., что подтверждается данными расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за II квартал 2007 года. Расходы приняты исполнительным органом Фонда социального страхования. По расчету налогоплательщика сумма пеней по налогу на имущество составляет 161 021,3 руб., а не 162 721,67 руб., указанных в оспариваемом решении. Предприятие оспаривало и обоснованность начисления суммы пеней по налогу на добавленную стоимость, указанной в требовании Инспекции от 05.02.2007 N 27477. Налогоплательщик считает, что в эту сумму вошли пени, начисленные за нарушение срока уплаты налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 года, а также пени, начисленные налоговым органом на задолженность по налогу прошлых лет, срок взыскания которой истек. По расчету налогоплательщика сумма пеней за нарушение срока уплаты налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 года составляет 16 785,2 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Пунктом 8 статьи 69 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные этой статьей, применяются также "в отношении требования об уплате пеней.
В пункте 4 статьи 69 НК РФ перечислены сведения, которые должно содержать требование об уплате налога и пеней. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что налоговый орган в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени; дату, с которой они начисляются; ставку пеней - то есть данные, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации производится согласно статье 45 НК РФ в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (пункт 8 статьи 45 НК РФ).
Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается способами, перечисленными в главе 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов являются пени.
Согласно пунктам 1, 3 и 5 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указано в пункте 6 статьи 75 НК РФ, пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Таким образом, до взыскания пеней в бесспорном порядке налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, его принявшие.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами документы, пришел к выводу, что в требовании Инспекции от 05.02.2007 N 27477, в связи с неисполнением которого в части пеней по налогу на добавленную стоимость принято оспариваемое решение, в нарушение положений статьи 69 НК РФ не указаны размер недоимки, на которую начислены пени и период ее образования; дата, с которой начислены пени; ставка пеней - то есть данные, позволяющие налогоплательщику и суду убедиться в обоснованности начисления пеней.
Предприятие утверждает, что в сумму пеней по налогу на добавленную стоимость, указанную в требовании налогового органа N 27477, включены как пени, начисленные за нарушение срока уплаты налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 года, так и пени, начисленные на задолженность по этому налогу прошлых налоговых периодов, срок принудительного взыскания которой истек.
Суд первой инстанции из представленных сторонами документов, в том числе актов сверки расчетов, установил, что 857 012,22 руб. пеней начислены на задолженность, образовавшуюся и отраженную в карточке лицевого счета Предприятия по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 по 05.02.2007, в том числе на задолженность по этому налогу за декабрь 2006 года. Согласно расчету налогоплательщика сумма пеней за нарушение срока уплаты налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 года составляет 16 785,2 руб., что не оспаривается Инспекцией. Остальная сумма пеней (840 227,02 руб.) начислена на задолженность по налогу, основания и период возникновения которой налоговый орган не подтвердил документально. Поскольку Инспекцией не представлены документы, подтверждающие принятие мер к взысканию этой задолженности, суд пришел к выводу о невозможности проверить соблюдение налоговым органом установленного срока ее взыскания в бесспорном порядке.
Выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Согласно представленному налоговым органом в материалы дела документу, именуемому "Подтверждение пени, начисленной с 01.12.2006 по 31.01.2007" (т. 1, л. 143-150) пени по налогу на добавленную стоимость начислены по состоянию на 01.02.2007 в сумме 851 932,78 руб. По данным Инспекции задолженность по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 05.02.2007 составляет 38 746 130,63 руб. (т. 1, л. 151).
Из акта сверки расчетов по пеням по налогу на добавленную стоимость, включенным в требование от 05.02.2007 N 27477 (т. 2, л. 94), следует, что пени начислены на недоимку по налогу в сумме 39 295 860,22 руб. (недоимка прошлых лет).
По объяснениям налогового органа (т. 2, л. 154-155), на момент выставления требования от 05.02.2007 N 27477 у ФГУП "Завод имени Морозова" числилась недоимка по налогу на добавленную стоимость в сумме 38 162 622,05 руб.
В то же время в приобщенном к материалам дела расчете суммы недоимки по НДС, на которую начислены пени в требовании от 05.02.2007 N 27477, оформленном в виде таблицы (т. 2, л. 156-158), отражено, что пени в сумме 707 104,47 руб. начислены за период с 16.12.2006 по 05.02.2007 на недоимку по налогу, образовавшуюся у Предприятия за период с 20.02.2004 по 05.02.2007, в сумме 33 103 063,78 руб. При этом в таблице содержатся данные о наличии у Предприятия 23 756 330 руб. задолженности по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 01.01.2004. Здесь же приведены суммы налога, указанные ФГУП "Завод имени Морозова" к уплате в бюджет в декларациях за февраль, март, июль - сентябрь, ноябрь и декабрь 2004, март, апрель, октябрь-декабрь 2005, март-июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь 2006 года.
Конкретные суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, которые включены налоговым органом в состав задолженности, на которую начислены пени, в расчете не указаны. В связи с этим невозможно установить период возникновения задолженности по налогу на добавленную стоимость, на которую начислена сумма пеней, включенная в требование от 05.02.2007 N 27477, и ее размер.
Представленные налоговым органом документы не позволяют определить и конкретный период, за который начислены включенные в требование N 21477 пени.
В кассационной жалобе Инспекция утверждает о начислении пеней на числящуюся у налогоплательщика задолженность по налогу на добавленную стоимость за три месяца, предшествующих дате выставления требования от 05.02.2007 N 21477. При этом налоговый орган не называет доказательства, подтверждающие, по его мнению, период возникновения у Предприятия недоимки по налогу на добавленную стоимость, ее размер, которые не оценены судом первой инстанции.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции исследовал в соответствии со статьей 71 АПК РФ все представленные Инспекцией документы и пришел к правильному выводу о недоказанности налоговым органом соблюдения совокупности сроков, установленных статьями 70 и 46-47 НК РФ для вынесения решения о взыскании оспариваемой суммы пеней по налогу на добавленную стоимость за счет имущества налогоплательщика.
Из норм статей 46 и 75 НК РФ следует, что уплата пеней рассматривается как дополнительная обязанность налогоплательщика - помимо обязанности по уплате налога, которая исполняется одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Поэтому исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, с этого момента пени не подлежат начислению и взысканию.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены принятого судом по данному делу решения не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2008 по делу N А56-53987/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
H.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2008 г. N А56-53987/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника