Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2008 г. N А05-6544/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Журавлевой О.Р., Кочеровой Л.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Российский капитал" в лице филиала "Архангельский" Улезко А.В. (доверенность от 29.12.2007 N 1860),
рассмотрев 15.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Российский капитал" в лице филиала "Архангельский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.08.2008 по делу N А05-6544/2008 (судья Максимова С.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Российский капитал" в лице филиала "Архангельский" (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 11.06.2008 N 10-55/030130 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 213 242 руб. 27 коп. штрафа.
Определением суда от 28.07.2008 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция N 7).
Решением от 25.08.2008 суд, применив положения пункта 3 статьи 114 НК РФ, снизил размер штрафа до 100 000 руб. и признал спорное решение Инспекции недействительным в части привлечения Банка к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме, превышающей 100 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Банку отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Банк, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 25.08.2008 в неудовлетворенной части требований и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Инспекция и Инспекция N 7 надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 07.04.2008 N 01-25/26ДСП Инспекция провела выездную тематическую проверку Банка по вопросам своевременности исполнения платежных документов на перечисление налоговых платежей и сборов, отчислений во внебюджетные фонды, исполнения решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - клиентов Банка, проведение операций по выдаче наличных денежных средств со счетов организаций - клиентов Банка за период с 01.08.2007 по 31.03.2008.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 04.05.2008 N 10-55/18ДСП и приняла решение от 11.06.2008 N 10-55/030130 о привлечении Банка к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 135 НК РФ в виде взыскания 213 242 руб. 27 коп. штрафа за неисполнение им в установленный срок инкассовых поручений от 01.08.2007 N 2585 и 2586 на общую сумму 1 415 369 руб. 98 коп. на списание задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и пеням по налогу с расчетного счета N 40502810000000000003 Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт "Мезень" (далее - Предприятие). Пунктом 2.1 решения Инспекция предложила в срок до 25.07.2008, указанный в требовании от 04.07.2008 N 3892, перечислить в бюджет названную сумму налоговой санкции, а пунктом 2.2 - усилить контроль над исполнением документов, поступающих из налогового органа, в целях исключения нарушений налогового законодательства в дальнейшей работе Банка.
В ходе проверки Инспекция установила, что Банк 08.08.2007 вернул в налоговый орган без исполнения выставленные им к расчетному счету N 40502810000000000003 Предприятия инкассовые поручения от 01.08.2007 N 2585 и 2586 на сумму 1 415 369 руб. 98 коп.
Банк оспорил решение Инспекции в арбитражный суд, полагая, что ответственность по пункту 1 статьи 135 НК РФ к нему не может быть применена из-за отсутствия состава правонарушения. По мнению Банка, НДФЛ для налогового агента - Предприятия не является ни налогом, ни сбором, так как правом на денежные средства, составляющие сумму НДФЛ, он не обладает. Кроме того, в инкассовых поручениях N 2585 и 2586, вопреки разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, не были указаны даты окончания налоговых периодов и сроки уплаты налога.
Суд первой инстанции не согласился с доводами заявителя и указал, что у Банка отсутствовали правовые основания для неисполнения спорных инкассовых поручений, поэтому он правомерно привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 135 НК РФ.
Из материалов дела следует, что в отношении Предприятия, расчетный счет которого открыт в Банке, возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) N А05-969/2006-8. Определением Арбитражного суда Архангельской области от 08.02.2006 введена процедура наблюдения, а решением того же суда от 20.09.2006 должник признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Основанием для направления в Банк инкассовых поручений N 2585 и 2586 послужило решение Инспекции N 7 от 11.04.2007 N 09-15/1436 дсп об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое по результатам проведенной в январе 2007 года выездной налоговой проверки Предприятия. В ходе проверки Инспекция установила, что Предприятие, являясь налоговым агентом, несвоевременно перечислило удержанный у работников Предприятия НДФЛ за период с 23.11.2004 по 20.09.2006. Задолженность Предприятия перед бюджетом по указанному налогу по состоянию на 09.01.2007 составила 1 111 433 руб. Названным решением Инспекция N 7 предложила Предприятию уплатить в срок, указанный в требовании, 1111 433 руб. НДФЛ и 303 936 руб. пеней.
Согласно пункту 1 статьи 135 НК РФ неправомерное неисполнение банком в установленный Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога или сбора, а также пени и штрафа влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. В силу пункта 2 этой статьи поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума от 22.06.2006 N 25) разъяснил, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 статьи 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Банка о несоответствии оформления инкассовых поручений требованиям пункта 12 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 25, поскольку в указанном пункте определяются те дополнительные сведения, которые должны быть указаны налоговым органом в инкассовом поручении на взыскание обязательных платежей. В данном случае в спорных инкассовых поручениях имеется указание на взыскание НДФЛ и пеней по этому налогу- Суд установил, что в инкассовых поручениях заполнены все реквизиты в соответствии с требованиями пункта 2.10 Положения о безналичных расчетах Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что при исчислении суммы штрафа Инспекцией учтены платежи, предшествующие в порядке очередности ее требованиям о перечислении Предприятием налога и пеней, а также даты поступления денежных средств на его счет.
Суд кассационной инстанции не может согласиться и с доводом жалобы Банка о неправомерном применении судами разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25. На основании пункта 5 статьи 23 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпункта 5 пункта 1 статьи 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации предоставлено право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Данные разъяснения принимаются в виде постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда, которые в силу пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" обязательны для арбитражных судов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, а также разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.08.2008 по делу N А05-6544/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Российский капитал" в лице филиала "Архангельский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
Л.И. Кочерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 1 ст. 135 НК РФ установлена налоговая ответственность за неправомерное неисполнение банком в установленный указанным Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа.
По мнению налогового органа, банк правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 135 НК РФ, поскольку не исполнил инкассовые поручения инспекции о перечислении с расчетного счета предприятия в бюджет суммы НДФЛ.
Суд сделал вывод о том, что в деянии банка содержатся признаки состава указанного налогового правонарушения.
Банк не исполнил инкассовые поручения ИФНС о перечислении НДФЛ с расчетного счета предприятия в бюджет. Отказ от исполнения инкассовых поручений мотивирован тем, что НДФЛ для предприятия как налогового агента не является ни налогом, ни сбором, так как правом на денежные средства, составляющие сумму НДФЛ, предприятие не обладает, и, соответственно, обязанность по исполнению спорных инкассовых поручений у банка отсутствовала.
Суд указал, что в соответствии с п.1 ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. В силу п.2 этой статьи поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ.
Таким образом, у банка отсутствовали правовые основания для неисполнения спорных инкассовых поручений.
Суд поддержал позицию инспекции, решение суда оставил без изменения, жалобу банка - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2008 г. N А05-6544/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника