Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2008 г. N А44-2901/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью СП "НБИ Транспорт-Сервис" Леонтьевой Е.С. (доверенность от 12.02.2008 N 1-85),
рассмотрев 15.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новгородской таможни на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.10.2008 по делу N А44-2901/2008 (судья Ларина И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью СП "НБИ Транспорт-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новгородской таможни (далее - Таможня) от 03.09.2008 N 10208000-92/2008, которым оно привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.10.2008 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение от 06.10.2008, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество правомерно привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 16.2 КоАП РФ за недостоверное заявление сведений о таможенной стоимости товаров, поскольку суточные, выдаваемые водителям на время их пребывания за пределами территории Российской Федерации для перевозки товаров до пункта пропуска на границе, входят в состав расходов Общества по доставке товаров и поэтому подлежат включению в таможенную стоимость.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Таможня о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество (лизингополучатель) по договору международного долгосрочного финансового лизинга от 21 07.2003 N 21072003, заключенному с VFS FinАnciАl Services B.V. (лизингодатель), условия поставки -EXW Бург-Ен-Бресс Лион (Франция), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации транспортные средства - седельные тягачи марки "RenАult Premium" и поместило их под таможенный режим "временный ввоз" по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10208040/291003/0009829. Доставка транспортных средств из Франции на таможенную территорию Российской Федерации согласно условиям поставки EXW Бург-Ен-Бресс Лион (Инкотермс 2000) осуществлялась силами лизингополучателя.
Общество, решив изменить таможенный режим "временный ввоз" на таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления", 07.04.2008 подало в Таможню ГТД N 10208040/070408/0002462. При этом Общество заявило таможенную стоимость транспортных средств по первому методу ее определения, дополнительно включив в нее расходы по доставке транспортных средств до границы Российской Федерации и расходы на страхование. В расходы по доставке транспортных средств до границы включены расходы по уплате дорожных сборов, оплате топлива и паромной переправы.
Таможенный орган провел общую таможенную ревизию, в ходе которой установил, что в расходы по доставке транспортных средств до границы Российской Федерации не включены расходы на выплату суточных водителям, указанные ими в авансовых отчетах от 01.11.2003.
По результатам ревизии таможенный орган сделал вывод о заявлении Обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости транспортных средств, оформленных по ГТД N 10208040/070408/0002462, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов. По мнению Таможни, таможенная стоимость транспортных средств должна определяться с учетом расходов, на выплату суточных водителям при их нахождении в командировке за пределами Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили Таможне основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении. Постановлением от 03.09.2008 N 10208000-92/2008 Общество признано виновным .в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 703 руб. 92 коп.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Таможня квалифицировала действия Общества как заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, что явилось основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов (невключение суточных водителей в таможенную стоимость перемещенных транспортных средств).
Общество оспорило постановление Таможни от 03.09.2008 N 10208000-92/0008 в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил обжалуемое постановление Таможни, сделав вывод об отсутствии события административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, наступает при заявлении декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В соответствии со статьей 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (пункт 1). Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (пункт 2 статьи 323 ТК РФ).
Основные принципы определения таможенной стоимости товаров сформулированы в статье 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1).
По смыслу пункта 2 статьи 12 Закона N 5003-1 первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 этого Закона. При этом положения статьи 19 Закона N 5003-1 применяется с учетом положений статьи 19.1 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона N 5003-1.
Пунктом 1 статьи 19.1 Закона N 5003-1 установлено, что "при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены", в числе прочих и расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации (подпункт 5); расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации (подпункт 6).
При этом дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, предусмотренные пунктом 1 статьи 19.1 Закона N 5003-1, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя (пункт 2 статьи 19.1 Закона N 5003-1).
В силу пункта 2 статьи 19.1 Закона N 5003-1 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров иные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, за исключением дополнительных начислений, указанных в пункте 1 этой статьи, не производятся.
Как следует из определения, данного в статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации, суточные - это дополнительные расходы, связанные с проживанием работника вне места постоянного жительства.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что указанные компенсационные выплаты (суточные) не соответствуют определению понятия "расходы по перевозке (транспортировке)", данное в Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе", то есть Таможня не доказала совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Суд исследовал все фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.10.2008 по делу N А44-2901/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Новгородской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Таможня сочла, что организация при заявлении таможенной стоимости ввозимого в РФ транспорта должна была учесть расходы на выплату суточных водителям при их нахождении в командировке.
Суд округа указал на ошибочность выводов таможни и пояснил следующее.
Основные принципы определения таможенной стоимости товаров сформулированы в Законе РФ "О таможенном тарифе". Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ с учетом дополнительных начислений. К указанным начислениям относятся, в т.ч. и расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места прибытия товаров на территорию РФ.
В силу норм Трудового кодекса РФ суточные - это дополнительные расходы, связанные с проживанием работника вне места постоянного жительства. Таким образом, указанные компенсационные выплаты (суточные) не соответствуют определению понятия "расходы по перевозке (транспортировке)". Следовательно, организация правомерно не учла их при определении таможенной стоимости.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2008 г. N А44-2901/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника