Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2008 г. N А05-2744/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М.,
при участии от МУП "ЖЭУ" Блохиной И.В. (доверенность от 18.11.2008), от 883 Квартирно-эксплуатационного управления (войсковая часть 15155) Лефмана О.А. (доверенность от 05.12.2008),
рассмотрев 10.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу 883 Квартирно-эксплуатационного управления (войсковая часть 15155) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.05.2008 (судья Бушева Н.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 (судьи Моисеева И.Н., Елагина O.K., Носач Е.В.) по делу N А05-2744/2008,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление" (далее - Предприятие) обратилось с Арбитражный суд Архангельской области с иском к 883 Квартирно-эксплуатационному управлению (войсковая часть 15155; далее - Управление) о взыскании 4 640 615 руб. 11 коп. задолженности по оплате холодной воды для горячего водоснабжения, отпущенной в период с октября 2006 по август 2007 года, а также 347 145 руб. 15 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.11.2006 по 06.03.2008 (с учетом уточнения истцом периода взыскания).
Определением от 21.04.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Департамент).
Решением от 27.05.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008, иск полностью удовлетворен.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Департамент надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствии.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (теплоснабжающая организация) и Управлением (абонент) заключен договор от 29.11.2002 N 1/2003 на отопление и горячее водоснабжение (далее - Договор теплоснабжения), по условиям которого теплоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать через присоединенную сеть тепловую энергию абоненту, а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию за счет средств, выделенных из федерального бюджета в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором и приложениями к нему (пункт 1.1).
Пунктом 2.2 Договора теплоснабжения (в редакции дополнительного соглашения от 14.02.2005 N 19) стороны установили, что количество, а также стоимость отпускаемой тепловой энергии на горячее водоснабжение определяется на основании данных по приложениям N 1/1, 2/1, 3/1.
В приложении N 1/1 к Договору теплоснабжения перечислены конкретные здания и сооружения, находящиеся на балансе Управления и потребляющие тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, а также общий объем отпускаемого теплоносителя в Гкал в год.
В отношении горячего водоснабжения стороны согласовали оплату стоимости лишь потребляемой ответчиком тепловой энергии для горячего водоснабжения. Вопрос оплаты стоимости холодной воды, потребляемой для горячего водоснабжения, Договором теплоснабжения не урегулирован.
Между сторонами заключен также договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 03.10.2002 N 200/2002 (далее - Договор водоснабжения), предметом которого является отпуск питьевой воды из системы водопроводов по водопроводным вводам и прием сточных вод. Условие об оплате абонентом стоимости холодной воды для горячего водоснабжения стороны в данном договоре также не предусмотрели.
В период с октября 2006 по август 2007 года Предприятие произвело отпуск холодной воды для горячего водоснабжения на объекты ответчика, выставив для оплаты счета-фактуры на общую сумму 4 640 615 руб. 11 коп.
При выставлении счетов-фактур Предприятие определило объем потребленной холодной воды для горячего водоснабжения как разницу между объемами сточных вод и объемами холодного водоснабжения, согласованными сторонами по каждому объекту в приложении N 1/1 к Договору водоснабжения.
Отказ Учреждения производить оплату холодной воды для горячего водоснабжения и наличие 4 640 615 руб. 11 коп. задолженности по оплате холодной воды для горячего водоснабжения послужили основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Позиция Учреждения мотивирована тем, что стоимость воды должна быть включена в тариф на тепловую энергию, утверждаемый для истца Департаментом, а также отсутствием в названных договорах условия, предусматривающего наличие у ответчика соответствующего обязательства.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суды посчитали его обоснованным по праву и размеру.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с принятыми по делу судебными актами ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии сданными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На отношения сторон, связанные со снабжением через присоединенную сеть водой и тепловой энергией, в соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ распространяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) цены (тарифы) на тепловую энергию подлежат государственному регулированию и включены в исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию. Цены (тарифы) на иные виды продукции (услуг) в электроэнергетике (не указанные в перечне о государственном регулировании цен), определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию (пункт 3 статьи 23 Закона N 35-ФЗ).
Из положений Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) следует, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию (мощность).
Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положениями об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, составленными на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. Подпунктами 3 и 4 названной нормы определено, что к регулируемым тарифам (ценам) относятся, в том числе регулируемые тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке; тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно пункту 57 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Таким образом, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, а не цены на теплоноситель (воду, отборный пар, редуцированный пар).
Из пункта 2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 (далее - Методические указания) следует, что Методические указания предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) в рамках устанавливаемых предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) указанных тарифов и цен.
Определение понятия "подпиточная вода" содержится в пункте 1.1.5 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации от 01.10.2001 N 225, - это специально подготовленная вода, подаваемая в тепловую сеть для восполнения потерь теплоносителя (сетевой воды), а также водоразбора на тепловое потребление.
Пунктом 60 Методических указаний установлено, что расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла, то есть при закрытой системе теплоснабжения.
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго 12.09.1995 N ВК-4936, закрытая система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.
При такой системе в силу норм Методических указаний расходы по нормативной подпиточной воде учитываются в тарифах.
Как установлено судами, в городе Мирный система теплоснабжения является открытой и полного возврата теплоносителей в тепловую сеть не происходит. Следовательно, теплоснабжающей организацией компенсируется разбор горячей воды за счет добавления подпиточной воды.
Согласно пункту 1 статьи 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением. В силу пункта 6.13 раздела II данного Положения она имеет право давать разъяснения по вопросам расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
В пункте 10 информационного письма Федеральной службы по тарифам от 12.08.2005 N ДС-4928/14, действовавшего до 31.08.2007 года, по вопросу применения пункта 60 Методических указаний разъяснено, что "химочищенная вода относится к затратам по статье "Сырье, основные и вспомогательные материалы, используемые при производстве тепловой энергии". Затраты на подготовку подпиточной воды (обессоленной, горячей химочищенной воды) в связи с невозвратом конденсата или химочищенной воды из систем ГВС в тарифе на тепловую энергию не должны учитываться. Потребитель должен оплачивать расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Цена на химочищенную воду должна учитывать стоимость покупки питьевой (или свежей технической) воды по утвержденным в установленном порядке ценам и оплату химводоочистки по договорным ценам.
Если стороны не согласны на договорные цены, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов может выступить в качестве эксперта в определении цены, но не может ее устанавливать своим решением".
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 31.08.2007 N СН-5083/12 также дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.
Таким образом, восполнение потерь теплоносителя (подпиточная вода) не является неотъемлемой частью процесса по поставке теплоэнергии потребителям, следовательно, исходя из требований Закона N 41-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" стоимость расходов по подпиточной воде не должна включаться в структуру тарифов на тепловую энергию и регулироваться уполномоченным органом.
Согласно имеющимся в деле экспертным заключениям по обоснованности тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием муниципальному образованию "Мирный", выполненным Департаментом, в тариф на тепловую энергию включены расходы только на воду, используемую на технологические цели, то есть для производства и распределения тепловой энергии.
Как правильно указали суды, между сторонами по настоящему спору впоследствии заключен государственный контракт на теплоснабжение от 01.09.2007 N 1/2007, в приложении N 1 к которому Предприятие и Управление согласовали объемы холодной воды на горячее водоснабжение.
С учетом изложенного суды правомерно признали несостоятельным довод Учреждения о том, что затраты на производство всего объема питьевой воды оплачиваются потребителем при расчетах за холодную воду.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, обязанность по оплате холодной воды для нужд горячего водоснабжения возложена на юридическое лицо, чьи сети непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения.
Разрешая настоящий спор, суды установили, что истец оказывает юридическим лицам, в том числе ответчику, и населению города Мирный коммунальные услуги по теплоснабжению, водоснабжению и отводу сточных вод, а ответчик имеет системы теплоснабжения, водоснабжения и канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального теплоснабжения, водоснабжения и канализации.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суды правильно признали несостоятельным довод ответчика об отсутствии обязательств перед истцом по оплате холодной воды для нужд горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 5.4 Договора теплоснабжения (в редакции дополнительного соглашения от 14.02.2005 N 19) абонент производит оплату за тепловую энергию ежемесячно после выставления счетов теплоснабжающей организацией платежным поручением в течение 15 банковских дней с момента получения счета-фактуры. Основанием для выставления счета-фактуры является акт сверки поставленной тепловой энергии за месяц.
Количество холодной воды для горячего водоснабжения, отпущенной на объекты ответчика и предъявленной к оплате в период с октября 2006 по август 2007 года, зафиксировано, как установлено судами, в ежемесячных актах потребленной тепловой энергии, составленных Предприятием.
С учетом изложенного суды правильно указали на обоснованность предъявления Предприятием к оплате холодной воды для горячего водоснабжения, отпущенной на объекты ответчика в рассматриваемый период, с выставлением соответствующих счетов-фактур на общую сумму 4 640 615 руб. 11 коп.
Поскольку ответчик свои обязательства по оплате полученной холодной воды для горячего водоснабжения не исполнил, суды правомерно удовлетворили требование Предприятия о взыскании с Учреждения 4 640 615 руб. 11 коп. задолженности.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате подлежат начислению проценты на сумму этих средств в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации.
Расчет взыскиваемых истцом процентов проверен судами и признан обоснованным.
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения судами предшествующих инстанций. Доводам подателя жалобы дана надлежащая оценка.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.05.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 по делу N А05-2744/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу 883 Квартирно-эксплуатационного управления (войсковая часть 15155) - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2008 г. N А05-2744/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника