Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2008 г. N А21-1961/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2008 г. N А21-1961/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Межколхозная производственная база" Коршун В.В. (доверенность от 06.10.2008), Гагариной Т. В. (доверенность от 20.03.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Межколхозная производственная база" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.10.2008 по делу N А21-1961/2008 (судьи Сычевская С.Н., Генина С.В., Гурьева И.Л.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Межколхозная производственная база" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (дополненным и уточненным в процессе рассмотрения спора в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующим подпункта 2.8 приложения к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования "Светловский городской округ" (далее - МО "Светловский городской округ"), утвержденному решением окружного Совета депутатов МО "Светловский городской округ" (далее - Совет депутатов) от 20.12.2006 N 245.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО "Светловский городской округ" (далее - Администрация).
Решением от 22.10.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 22.10.2008 и удовлетворить заявление, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в аренде у Общества сроком на 49 лет находятся два земельных участка с кадастровыми номерами 39:18:06-00-21:0053 и 39:18:06-00-21:0052, расположенных по адресу: Калининградская обл., г. Светлый, ул. Рыбацкая, д. 1.
Заявитель оспаривает решение Совета депутатов от 20.12.2006 N 245, которым с 01.01.2007 на территории МО "Светловский городской округ" введен новый Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории МО "Светловский городской округ" (далее - Порядок).
Решение от 20.12.2006 N 245 опубликовано в газете "Светловские вести" от 23.02.2007 N 14.
В соответствии с пунктом 1 Порядка за базовую ставку расчета годовой арендной платы принята кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка (кроме земельных участков, предоставляемых под проектно-изыскательские работы, строительство, занятых муниципальным жилищным фондом, объектами коммунального назначения, муниципальными предприятиями, зданиями и сооружениями культового назначения, гаражами и эллингами).
Пунктом 2 Порядка определено, что арендная плата за земельные участки включает в себя две составляющие и рассчитывается за год исходя из кадастровой стоимости земельного участка (по сведениям государственного земельного кадастра), умноженной на расчетный коэффициент по категориям земель или видам функционального использования земель для земель поселений, применяемый в соответствии с приложением к Порядку.
Пунктом 2.8 приложения к Порядку для земельных участков под промышленными объектами, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под станциями, предприятиями автосервиса, гаражами и автостоянками), под объектами связи расчетный коэффициент установлен в размере 0,02.
На основании решения от 20.12.2006 N 245 Обществу было направлено дополнительное соглашение с новым расчетом арендной платы к договору аренды. Согласно новому расчету сумма арендной платы с 01.01.2007 по 31.12.2007 увеличилась с 303 560 руб. 88 коп. до 1 629 217 руб., то есть почти в шесть раз.
Общество считает, что решение от 20.12.2006 N 245 в части применения кадастровой стоимости земельного участка в качестве арендной платы за весь земельный участок и повышающего коэффициента для земельных участков, арендуемых Обществом, в размере 0,02 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (Земельному кодексу Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации), а также Уставу (Основному Закону) Калининградской области и ущемляет права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку несоразмерно и без надлежащего экономического обоснования увеличивает арендную плату за земельные участки.
Арбитражный суд отказал в признании недействующими оспариваемых Обществом положений решения Совета депутатов от 20.12.2006 N 245 исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4 и 6 статьи 194 того же Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Таким образом, поскольку регулирование земельных отношений при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, невозможно без установления ставок арендной платы за земельные участки на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в границах которого находятся эти участки, органы местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, самостоятельно устанавливают базовые размеры арендной платы в зависимости от видов использования земель и категорий арендаторов.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил, что решение от 20.12.2006 N 245 принято Советом депутатов в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2004 N 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил дифференциацию ставок арендной платы орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации может быть искажен.
Порядок установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, аналогичен порядку установления ставок земельного налога.
В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, решение Совета депутатов от 20.12.2006 N 245 в части принятия за базовую ставку расчета годовой арендной платы кадастровую стоимость передаваемого в аренду земельного участка не противоречит приведенным выше положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд также установил, что при определении расчетных коэффициентов, указанных в приложении к Порядку, утвержденному решением от 20.12.2006 N 245, Совет депутатов ориентировался на постановление правительства Калининградской области от 12.04.2006 N 222, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в аренду.
Коэффициенты, определенные решением от 20.12.2006 N 245, установлены в пределах коэффициентов, применяемых при расчете размера арендной платы за используемые под аналогичные цели земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области. МО "Светловский городской округ" входит в границы Калининградской области.
Поэтому суд обоснованно отклонил довод заявителя о том, что расчетный коэффициент для земельных участков на территории МО "Светловский городской округ" под промышленными объектами, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под станциями, предприятиями автосервиса, гаражами и автостоянками), под объектами связи установлен решением от 20.12.2006 N 245 в размере 0,02 произвольно.
Поскольку суд первой инстанции не установил несоответствие решения от 20.12.2006 N 245 в оспариваемой части Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушение им прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, отказ в удовлетворении его заявления соответствует статьям 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение от 22.10.2008 принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.10.2008 по делу N А21-1961/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Межколхозная производственная база" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2008 г. N А21-1961/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника